logo search
МЕТОДИЧКА ПО РАБОТЕ С БУМАГОЙ

4. Самостоятельность.

При конкретизации требований к отдельному уроку следует руководствоваться требованиями к подготовке учащихся, которые указаны в учебной программе[2].

При выполнении коллективной работыследует учитывать долю участия каждого ребенка, а не только всей группы (бригады, звена) в целом.

Приведенные и другие положения по организации процесса обучения и контрольно-оценочной деятельности положены в основу разработки тетради самооценки по трудовому обучению, которая позволяет привлечь детей к целеполаганию, осознанию формируемых знаний и способов деятельности, к разработке критериев оценки результата труда, рефлексивной оценке процесса и результатов учебно-трудовой деятельности. Она позволяет учащимся самостоятельно построить оценочное суждение, а также обеспечивает связь с родителями.

В предисловии к тетради самооценки описывается содержание деятельности учащегося по самооценке на уроках трудового обучения. Иллюстрируются изделия, которые будут изготавливаться на уроках. Акцентируется внимание на новых и уже изученных теоретических сведениях, осваиваемых способах деятельности и технологических операциях. Особое внимание уделяется усвоению и осуществлению технологии изготовления всего изделия.

В тетради представлены различные аспекты самооценки:

1. с помощью условных обозначений (плюсов) отметить насколько хорошо он усвоил теорию и освоил практику учебно-трудовой деятельности;

2. отметить, понадобилась ли ему помощь или он сам помог другим (обвести правильные ответы);

3. указать своё отношение к уроку, настроение после окончания урока (рефлексивная оценка);

4. отметить, какого уровня мастерства он достиг при изготовлении изделия (на странице, на которой указано название раздела (темы) программы, учащийся отмечает свой уровень мастерства значком (V) или другим условным знаком на лестнице-стремянке. У лестницы имеется семь ступенек. Четвертая ступенька – золотая серединка, которая означает, что учащийся успешно справился с заданием. Если же работы учащегося участвовали в выставках и оценены друзьями, учителями и родителями, то обозначаемое место на стремянке выше. С правой стороны стремянки его работу оценивает учитель);

5. отметить, возникло ли у него желание продолжить работу дома и научить своих друзей (с помощью линий, проведенных от изделий, на странице, где изображена лестница-стремянка).

На странице «Мои успехи» предусмотрено место для фотографии учащегося и отражения его достижений.

Учитывая разнообразие аспектов самооценки в тетради, используются дополнительные условные обозначения:

- усвоил сведения, понял;

- освоил способы работы, научился;

- понял технологию изготовления;

- научился изготавливать изделие.

Приведем примеры основных страниц тетради самооценки и их заполненный вариант:

Содержание деятельности учителя по заполнению классного журнала отражено в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования».

Пример страницы из школьного журнала:

ФИ

О

Разделы программы

Общая технология

Технология обработки материалов

Технология народных ремесел

Технология растениевод-ства

Технология хозяйствования

Теоретическое усвоение материала

Практическое освоение материала

Культура труда

Самостоятельность

Качество выполненной работы

Теоретическое усвоение материала

Практическое освоение материала

Культура труда

Самостоятельность

Качество выполненной работы

Теоретическое усвоение материала

Практическое освоение материала

Культура труда

Самостоятельность

Качество выполненной работы

Теоретическое усвоение материала

Практическое освоение материала

Культура труда

Самостоятельность

Качество выполненной работы

Теоретическое усвоение материала

Практическое освоение материала

Культура труда

Самостоятельность

Качество выполненной работы

В

Д

В

В

Д

В каждой ячейке указывается уровень учебных достижений: низкий, удовлетворительный, средний, достаточный, высокий.

Для разделов «Технология обработки материалов» и «Технология народных ремесел» в журнале следует указать уровень учебных достижений по темам учебной программы.

При подведении итогов за четверть (полугодие) и учебный год следует руководствоваться общими рекомендациями.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на І ступени общего среднего образования» учитель имеет право «самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений учащихся». Главное при этом, соблюдений требований образовательного стандарта и учебных программ, которые предполагают оценку процесса и результата учебно-трудовой деятельности по пяти, приведенным выше критериям, а также требований, изложенных в инструктивно-методическом письме Министерства образования [1].

Литература:

  1. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://mp.minsk.edu.by/sm_full.aspx?guid=43063. Дата доступа: 10.06.2013.

  2. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4