Общие вопросы методики экологического образования
Методика экологического образования как наука. Методика экологического образования как педагогическая наука. Предмет ее изучения, главные проблемы исследования. Социальный заказ общества на формирование экологической культуры учащихся. Эволюция проблемы ЭО. Связь методики экологического образования с другими науками и практикой. Методы исследования: теоретические и эмпирические. Участие коллективов образовательных учреждений в исследованиях по методике экологического образования.
Цели, задачи и принципы экологического образования. Понятие цели экологического образования. Эволюция целей ЭО. Экологическая культура как цель экологического образования. Система ценностей как «стержень» экологической культуры. Особенности формирования экологической культуры на разных этапах обучения. Многоаспектность задач экологического образования. Формирование системы знаний и умений, отражающих различные направления развития экологической науки, - важнейшая задача экологического обучения. Привитие ценностных ориентаций, потребностей и привычек экологически оправданного поведения как задача экологического воспитания. Развитие способности к анализу экологических ситуаций, формирование экологического стиля мышления. Задачи ЭО в развитии эмоциональной и волевой сфер. Экологически оправданное поведение как показатель и условие эффективности формирования экологической культуры. Принципы экологического образования: гуманизации, проблемности и историзма, междисциплинарности, непрерывности и преемственности, единства теоретической и практической деятельности, прогностичности, взаимосвязи глобального, регионального и локального, единство познания, переживания, действия при общении школьников с окружающей средой.
Содержание экологического образования. Понятие «содержание экологического образования». Междисциплинарный состав содержания экологического образования, компоненты содержания: знания, ценностные ориентации, опыт творческой деятельности. Система экологических знаний. Содержательные линии в экологическом образовании. Отражение в содержании знаний классической экологии, социальной экологии, экологии человека, глобальной экологии, прикладной экологии. Экологизация учебных дисциплин. Концепции и программы по экологическому образованию.
Методы обучения в экологическом образовании. Понятие «методы обучения». Обусловленность методов целями и содержанием обучения, возрастными особенностями учащихся, условиями учебного процесса. Метод и прием. Подходы к классификации методов обучения. Классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский. Назначение каждого метода. Выбор методов обучения. Особенности выбора методов в зависимости от этапов раскрытия экологических проблем. Коммуникативная направленность методов. Типовые и творческие (проблемные) задания, их связь с методами обучения. Уровни усвоения знаний и развитие самостоятельной познавательной деятельности в экологическом образовании. Тенденции развития методов обучения в отечественном и зарубежном экологическом образовании.
Формирование знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. Особенности усвоения экологических понятий. Индуктивный и дедуктивный пути формирования экологических понятий. Этапы формирования понятий. Приемы формирования экологических понятий. Показатели усвоения понятий. Формирование умений и навыков. Зависимость этого процесса от усвоения экологических знаний. Интеллектуальные, практические и оценочные умения и навыки. Этапы формирования умений. Приемы и методы формирование умений и навыков. Роль учебных заданий, практических и самостоятельных работ в формировании умений и навыков. Развитие опыта творческой деятельности учащихся. Формирование экологического стиля мышления как основа опыта творческой деятельности. Компоненты экологического стиля мышления: гносеологический, методологический, ценностный. Основные черты экологического стиля мышления. Формирование опыта творческой деятельности учащихся. Роль творческих (проблемных) заданий. Значение проблемного обучения в развитии опыта творческой деятельности учащихся в экологическом образовании. Развитие опыта эмоционально-ценностного отношения школьников к природе в экологическом образовании. Компоненты опыта эмоционально-ценностного отношения к природе: эмоции, мотивы, ценности, оценка. Виды ценностей. Виды оценок. Направленность личностных ценностей на общечеловеческие и общественно значимые. Понимание учащимися универсальной ценности природы как задача экологического образования. Этапы формирования опыта эмоционально-ценностной деятельности.
Основные средства обучения в экологическом образовании. Функции средств обучения в экологическом образовании. Классификация средств обучения в экологическом образовании. Учебники, их функции. Особенности научного содержания и методического аппарата учебников. Приемы работы с текстом и методическим аппаратом учебника. Экранные пособия. Особенности работы с учебными кинофильмами, диафильмами, диапозитивами. Педагогические возможности видеофильмов. Применение компьютерной техники в экологическом образовании. Учебные функции географических и экологических карт в экологическом образовании. Использование настенных и настольных географических и экологических карт. Применение приборов, химических реактивов для демонстрации опытов и проведения практических работ. Передовой опыт педагогов по использованию средств обучения в экологическом образовании.
Формы организации обучения в экологическом образовании. Понятие «формы организации обучения». Фронтальная, индивидуальная, групповая формы, их особенности. Дифференцированный подход к учащимся. Ролевые игры как форма организации групповой работы. Значение ролевых игр в развитии личности, компоненты игры. Организация и проведение ролевых игр. Классификация уроков по главной дидактической цели. Проблемные уроки. Уроки-семинары. Интегрированные уроки. Уроки-дискуссии. Урок-практикум. Урок-экскурсия. Урок конференция. Особенности их подготовки и проведения. Разработка тематических планов с учетом разных типов урока. Передовой опыт учителей по совершенствованию уроков. Единство и взаимосвязь всех форм обучения в российской школе.
Педагогические технологии в экологическом образовании. Понятие о педагогических технологиях. Характеристика основных педагогических технологий в экологическом образовании. Программированное обучение. Компьютерное обучение. Проблемное обучение. Развивающее обучение. Модульный подход. Основы моделирования каждой педагогической технологии. Эффективность педагогических технологий в экологическом образовании. Передовой опыт в использовании современных педагогических технологий в учебном процессе. Учет зарубежного опыта по педагогическим технологиям.
Реализация экологического образования в школе. Система экологического образования в школе. Передовой опыт российских школ по экологическому образованию. Мировой и республиканский опыт по разработке путей экологического образования. Экологизация учебных предметов как традиционная (смешанная) модель экологического образования. Особенности экологизации гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Отражение экологизации в программах, учебниках. Введение интегрированных междисциплинарных курсов - однопредметная модель экологического образования. Значение интегрированных экологических курсов. Подходы к конструированию интегрированных экологических курсов. Смешанная модель как подход к реализации экологического образования в школе.
Роль факультативов и практикумов в углубленном изучении экологии. Типы факультативов как формы углубленного изучения экологии, их тематика. Дифференцированный подход к учащимся на факультативах и практикумах. Особенности содержания экологического факультатива. Междисциплинарные факультативы, их специфика. Экологические практикумы. Изучение экологических проблем города, отдельных природных объектов на практикуме. Особенности организации факультативов и практикумов. Взаимосвязь теоретической и практической деятельности в углубленном изучении экологии.
Экологическое образование во внеклассной работе. Характеристика основных форм внеклассной работы по экологии. Массовые, групповые, индивидуальные формы работы. Кружок по экологии. Реферирование литературы. Конференции. Вечера. Внеклассное чтение. Клубы. Эколого-краеведческая работа. Роль и место экскурсий в экологическом образовании. Система экскурсий, ее связь с содержанием экологического образования. Тематика экскурсий, раскрывающих универсальную ценность природы, воздействие человека на природу, охрану природы. Приемы и методы работы учащихся на экскурсии. Виды мотивационных, проблемных, причинно-следственных, прикладных, исследовательских заданий, используемых на экскурсии. Научные общества учащихся. Практическая направленность внеклассной работы. Создание и использование экологической тропы. Передовой педагогический опыт учителей по экологическому образованию средствами внеклассной работы.
- Программа
- Итогового междисциплинарного экзамена по биологии
- Для специальности 032400 «Биология» со специализацией «Фитодизайн»
- Цитология. Гистология. Клеточная биология
- Биотехнология, биоинженерия и молекулярная биология
- Физиология человека Физиология нервной системы
- Физиология сердечно-сосудистой системы
- Физиология эндокринной системы
- Физиология иммунной системы
- Физиология пищеварения
- Гомеостаз. Гипоталамус. Гипофиз
- Физиология сенсорных систем
- Физиология выделительной системы
- Физиология крови
- Физиология дыхания
- Физиология адаптации
- Общая экология Взаимоотношения организма со средой
- Популяция и ее структура
- Структура и функции биогеоценоза, экосистем
- Социальная экология и природопользование
- Теория эволюции
- Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма, ее основные постулаты
- Учение о микроэволюции
- Естественный отбор как ведущий фактор эволюции
- Борьба за существование в природе
- Современное учение о виде
- Пути происхождения новых видов в природе
- Основные этапы эволюционного становления человека
- Современный взгляд на синтетическую теорию эволюции.
- Теория и методика профессионального обучения
- Методика профессионального обучения Общие основы теории профессионального обучения
- Общие вопросы методики экологического образования
- Методика изучения отдельных экологических курсов
- Литература
- Блок педагогических дисциплин
- Теория воспитания
- Педагогические технологии
- Основы управления образовательными системами
- Нормативно-правовое обеспечение образования
- Литература
- Блок психологических дисциплин
- Литература основная
- Дополнительная