logo search
Учебные материалы

2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

В европейских странах создание специальных классов и школ для обучения умственно отсталых детей началось раньше, чем в России. С середины 19 века отмечается рост производства, в связи с этим возникла необходимость дать образование широким слоям населения.

В Германии специальные классы стали организовывать с целью оказания помощи обычной школе в борьбе с неуспеваемостью (после 1 - 2 лет в этих классах могли возвращаться в обычную школу) - т.е. содержание обучения дублируется. В дальнейшем выявились дети, которые не могли обучаться в массовой школе - специальные школы стали самостоятельными. Однако до конца не были ясны задачи этих школ:

В США при организации обучения и воспитания детей предполагалось, что независимо от типа школы должно осуществляться формирование конкурентоспособного, умеющего приспособиться к жизненным условиям человека (американский прагматизм). Это привело к отказу от предметного построения учебных планов и программ. Содержание сконструировано в форме системы жизненных проблем: досуг, питание, одежда, общение (набор сведений о решении этих проблем).

В России в начале 20 века организуются первые классы для детей с нарушением интеллекта, ориентированные на программу начальных классов, отличие состояло лишь в сроке выполнения программы (в зависимости от степени отсталости). Деятельность вспомогательной школы в целом не была регламентирована, не подчинялась Министерству образования, могла варьироваться программа (Постовская М.П., Кащенко В.П., Граборов А.Н. и др.).

В 30-е годы вспомогательная школа приблизилась к нормальной школе, потому завышенные требования приводили к ошибкам комплектования групп, ежегодно обновляемые планы дезорганизовывали деятельность педагогов. В конце 30-х годов вводится семилетнее обучение, работа строится по особому учебному плану, специальная задача вспомогательной школы - исправление дефектов развития, профессиональная подготовка учащихся.

С 1951 года – введены новый учебный план и программа, которые с периодическими изменениями функционируют до настоящего времени.