logo search
МЕТОДИЧКА ПО РАБОТЕ С БУМАГОЙ

Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона

План изучения темы:

2.1 История изобретения бумаги.

2.2 Производство бумаги.

2.3 Виды бумаги.

2.4 Виды картона.

2.5 Окрашивание бумаги.

2.6 Методика ознакомления учащихся с видами бумаги и картона. Работа с коллекцией образцов бумаги и картона «Виды бумаги и картона» на уроках трудового обучения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Расскажите об истории изобретения бумаги. В каких областях применяется бумага?

  2. Опишите основные процессы, через которые проходит бумажная масса в бумагоделательной машине. Перечислите основные компоненты бумажной массы. Какие свойства они придают бумаге [1, 2, 3]?

  3. По каким критериям могут классифицироваться виды бумаги? Перечислите различные тематики коллекций бумаги; картона [1, 2, 11].

  4. Почему учителю важно учить учеников ориентироваться в разнообразии видов и сортов бумаги, картона?

  5. Почему коллекцию «Виды бумаги и картона» необходимо пополнять новыми образцами в каждом классе?

  6. С какими видами бумаги и картона работают ученики в 1-4 классах [3, 4, 6, 7, 8, 10]?

  7. Какими способами можно окрасить бумагу? Опишите их [1].

Задания:

  1. Составьте текст беседы с учащимися на тему «Производство бумаги». В каком классе, на ваш взгляд, целесообразно провести эту беседу? Какое изделие при этом будет выбрано объектом труда?

  2. Составьте блок-схему, отражающую классификацию видов бумаги и картона по практическому назначению. Укажите основные свойства каждого вида [1, с. 10-12].

  3. Изготовьте универсальную коллекцию образцов бумаги и картона «Виды бумаги и картона», работа с которой допускала бы не только пополнение новыми образцами, но и группировку образцов по различным признакам.

  4. Подберите игровые задания для закрепления знаний о видах бумаги и картона [9, с.18].

  5. Разработайте фрагмент урока для учеников 1 класса по ознакомлению с видами бумаги и картона [4, с. 8-9]. Включите в урок работу с изготовленной коллекцией «Виды бумаги и картона» [5, 11].

  6. Окрасьте бумагу следующими способами: пищевыми красителями, «под мрамор», набрызгом, штампированием. Выполните композицию в технике набрызг.

  7. Творческое задание. Изготовьте бумагу ручной работы. Используйте ее для изготовления оригинальной открытки или упаковки (оформления) подарка [6, с. 64].

Литература:

  1. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 1. Обработка бумаги / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1979. – С. 6-12, 17-19, 39-42.

  2. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 2. Обработка картона / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1978. – С. 4-7.

  3. Гукасова, А.М. Методика трудового обучения: Частные вопросы: Пособие для студентов-заочников 2-3 курсов факультетов учителей начальных классов педагогических институтов / А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, В.И. Романина. – М.: Просвещение, 1990. – С.36-40.

  4. Журба, А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.

  5. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: Нац. ин-т образования, 2010. – С. 37-38.

  6. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2010. – 72 с.

  7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2012. – 88 с.

  8. Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – 72 с.

  9. Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – С. 17-18.

  10. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I-IVклассы. – Мн.: НИО, 2012. – С. 153-197.

  11. Цейтлин, Н.Е. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах: Пособие для учителя / Н.Е. Цейтлин, Я.А. Рожнев. – М.: Просвещение, 1980. – С. 10-16, 37-38.