logo search
МЕТОДИЧКА ПО РАБОТЕ С БУМАГОЙ

Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)

АЖУРНАЯ РАБОТА – умело и тонко сделанная работа.

АЖУРНЫЙ (от фр. a jour - сквозной) – кружевной, умело и тонко сделанный.

АЙРИС ФОЛДИНГ (от англ. iris – радужная оболочка и folding– сворачивание) - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Применяются для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей.

АЛГОРИТМ – совокупность действий, правил для решения поставленной задачи.

АНСАМБЛЬ (от фр. ensemble – вместе) – стройное единство частей чего-нибудь целого.

АППЛИКАЦИЯ (от лат. аpplicatio – прикладывание) – способ создания орнамента, художественного узора или рисунка путем наклеивания (нашивки) на что-нибудь кусочков разноцветной материи, бумаги или другого материала, которому придают форму в соответствии с рисунком; отображение, узор, сделанный таким способом. Используется для украшения.

БАРХАТНАЯ БУМАГА - декоративная бумага, изготовленная путем нанесения электростатическим способом на бумажную основу ворса из волокон различной длины, для изготовления бумажных изделий

БИГОВКА (от нем.biegen -огибать) - операция продавливания линии сгиба с помощью гладилки, линейки или тупой стороны ножниц. Необходима для последующего сложения по линии бумаги плотностью более 175 г/м² или картона.

БЛИК – светлое пятно на темном фоне. В аппликации используется для показа объема.

БОРДЮР (от фр. bordure) – полоса с самостоятельным узорным орнаментом для обрамления краев основной аппликации, объявлений, обложек книг, альбомов и т.д.

БРИГАДА (от фр. brigade) – группа людей, совместно выполняющих определенный комплекс работ.

БУМАГА (от греч. papyrus – изделие из растения папируса) – материал для письма, печати, рисования, который изготавливается из растительных волокон, обработанных соответствующим образом.

ВАТМАН – самая дорогая чертежная бумага высокого качества. Названа по фамилии немецкого промышленника бумаги – Ватмана.

ВКУС – чувство прекрасного, понимание красоты и способность девать эстетическую оценку.

ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ – сопротивление материала проникновению влаги.

ВЫТИНАНКА – художественное вырезание из бумаги ажурных узоров, картин.

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование.

ГИРЛЯНДА – длинный сплетенный или склеенный венок.

ГЛАДИЛКА – специальное приспособление для обработки линий сгиба. Представляет собой слегка заостренную с двух сторон, отполированную деревянную, пластиковую, костяную палочку.

ГОФРИРОВАННЫЙ КАРТОН - тарный картон, состоящий из чередующихся, склеенных между собой плоских и гофрированных слоев, предназначенный для изготовления коробок и ящиков

ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТА – это умение читать и выполнять техническую документацию.

ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ характеризуется наличием знаний в области технического черчения и степенью владения навыками чтения и выполнения конструкторской и технической документации в соответствии с нормами и правилами (ЕСКД).

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ – представления и понятия о способах графического изображения изделий, нормах и правилах ЕСКД, которые необходимы человеку в процессе его работы над конструкторской и технологической документацией.

ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ – автоматизированное владение чертежными инструментами, выработанное в процессе тренировок.

ГУММИРОВАННАЯ БУМАГА – бумага, которая с одной стороны окрашена в яркие тона, а с другой покрыта клеевым раствором, способным при смачивании водой или при нагревании приклеиваться к другим предметам.

ДЕКОР (от лат. decorate – украшать) – система художественного оформления жилых помещений и парадных залов, украшение предметов быта.

ДЕКОРАТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; связана с понятием декоративности (изображения, отличающиеся орнаментальностью, обобщенностью форм, цветовой насыщенностью) и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Еще одно направление декоративной аппликации - шрифтовая аппликация, т.е. оформление заголовков, текстов.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО – мастерство изготовления предметов быта, которые имеют художественные качества и предназначены не только для удовлетворения практических потребностей, но и для украшения жилья, архитектурных сооружений и т.д.

ДЕКСТРИН (ДЕКСТРИНОВЫЙ КЛЕЙ) – крахмал, обработанный серной кислотой или нагреванием. Декстрин желтого цвета хорошо растворяется в воде комнатной температуры. Декстрин белого цвета растворяется только в теплой воде.

ДЕКУПАЖ (от фр. decoupage - вырезать) – техника, основанная на переносе рисунка с одной поверхности на другую. Используется для декора личных предметов, интерьера квартир.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ – материал, предназначенный для показа чего-либо.

ДЕТАЛЬ – часть целого изделия (машины, механизма).

ДЕФЕКТ – изъян, недостаток.

ДЫРОКОЛ - механическое устройство для пробивания отверстий в бумаге. Обычно дырокол делает два отверстия круглой формы (для хранения документов вскоросшивателе), но производятся дыроколы и на одно отверстие.

Конструктивно состоит из двух круглых стержневых ножей (режущая кромка обычно неровной формы для плавного среза), опускающихся на бумагу сверху под давлением при нажатии рукой. Под ножами находятся отверстия, ведущие в бумагоприёмник (который накапливает вырезанные кружочки бумаги). Ножи обычно крепятся на ручке, работающей как рычаг (ножи находятся ближе к оси вращения, чем точка приложения усилий к ручке). Снизу ручки находится пружина для возврата устройства в рабочее положение после отреза.

ЕСКД – Единая система конструкторской документации.

ИЗДЕЛИЕ – вещь, сделанная человеком.

ИНСТРУКЦИЯ (от лат. instrutio – наставление) - указание о порядке выполнения какой-нибудь работы; описание использования машин, прибора и т.д.

ИНТЕРЬЕР (от фр. interieur – внутренняя часть)– внутренняя часть здания, помещения, архитектурно и художественно оформленная.

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ – сведения о содержании работы, операциях, переходах внутри операций. Информация передается языком графики, в предметно-наглядной форме в сочетании со словом.

КАЛЬКА – специально обработанная прозрачная бумага или ткань, при помощи которой делают точные копии чертежей, рисунков.

КАНТ – полоска, кайма, которая обрамляет рисунок, фотографию, таблицу и т.д.

КАПТАЛ – кусочек цветной тесьмы, которая более надежно закрепляет тетрадки книжного блока и украшает книгу с двух сторон корешка.

КАРАНДАШ – принадлежность для письма, черчения, рисования в форме тонкой палочки с графитным или иным сердечником.

КАРТОН – толстая твердая бумага особого производства и различного применения.

КВИЛЛИНГ (БУМАГОКРУЧЕНИЕ) – (от англ. quilling- от словаquill(птичье перо)) - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

КЛЕЙ – липкое вещество для соединения частей чего-нибудь.

КЛЕЙСТЕР – клей, приготовленный из муки или крахмала.

КНИЖНЫЙ БЛОК – отпечатанные листы бумаги, сложенные в тетради, которые скрепили между собой.

КОЛОРИТ (от лат. color – цвет) – сочетание цветов и оттенков в художественном произведении, которое создает единство цветового восприятия.

КОМПЛЕКТ – два и более изделия, не соединенных на предприятии сборочными операциями и представляющие набор изделий, имеющих общее назначение. Например, сервиз, готовальня, комплект декораций для театрального представления (дом, деревья, забор и т.д.).

КОМПОЗИЦИЯ (от лат. composition – сложение) – строение художественного произведения, обусловленное его содержание, назначением, размещением и взаимосвязью частей, которые создают единство целого.

КОНСТРУИРОВАНИЕ – процесс создания технических объектов.

КОНСТРУИРОВАТЬ – создавать конструкцию чего-нибудь.

КОНСТРУКЦИЯ – строение, определенное расположение частей, деталей какого-нибудь сооружения, механизма.

КОНТРАСТ - отношения с сильно выраженным не­равенством сравниваемых (сопоставляемых) однородных эле­ментов формы (размеров, пластики, цветов, фактур, стилей и т. д.)

КОНТУР – линия, которая очерчивает форму предмета.

КОПИРОВАЛЬНАЯ БУМАГА - тонкая бумагас нанесённым на одну из сторон красящим слоем, предназначенная для получения нескольких копий изображения при рисованиикарандашом, шариковойручкойт.д.

КОРЕШОК – место крепления листов книги, задняя часть переплета.

КОРОБЛЕНИЕ - дефект бумаги или картона в виде искривления плоскости их листов, с образованием  вогнутых и выпуклых участков. Коробление является следствием резкого изменения  влажности бумаги или картона.

КРЕПИРОВАННАЯ БУМАГА – тонкая цветная бумага, обладающая мелкоскладчатой поверхностью с повышенным удлинением до разрыва. Является разновидностью гофрированной (жатой) бумаги, от которой отличается мелким рисунком гофры. Используется для изготовления цветов, маскарадных костюмов, праздничных украшений.

КУЛЬТУРА ТРУДА – совокупность условий для рациональной организации труда.

КУСУДАМА (от яп. «лекарственный шар») - древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги, предшественница модульного оригами; объёмное тело шарообразной формы, собранное из бумажных цветов, склеенных или сшитых друг с другом.

ЛЕКАЛО – шаблон из картона, бумаги, пластмассы, по которому вычерчивают детали при раскрое.

ЛИНЕЙКА – планка для вычерчивания прямых линий.

ЛИНИЯ – полоса, которая определяет край чего-нибудь.

ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА – внешняя сторона материала, детали, изделия.

ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ (от фр. local – местный) – термин в живописи, который обозначает цвет, характерный для данного предмета.

МАСТЕР – специалист в каком-нибудь ремесле, отрасли промышленности.

МАСТЕРИТЬ – делать, изготавливать что-либо, обычно ручным способом.

МАТЕРИАЛ – предмет (бумага, ткань и др.) или вещество (клей, краска и др.), идущие на изготовление чего-нибудь.

МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЙ БУМАГА - бумага, картон с покровным слоем из металлической фольги или из распыленного металла.

МЕТКА – след, который остался после чего-нибудь.

МИНИАТЮРА – небольшая картина, рисунок очень тонкой работы.

МОДЕЛЬ – образец какого-нибудь изделия.

МОДУЛЬНОЕ ОРИГАМИ - техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

МОЗАИКА -1. Узор или рисунок из разноцветных кусочков бумаги, стекла, дерева, мрамора, плотно подогнанных один к одному. 2. Дидактическая детская игра, созданная из геометрических фигур разного цвета, из которых выкладываются узоры.

МОНОХРОМНЫЙ (от греч. monos – один и chroma – колер) – одноцветный.

МОНТАЖНО-СБОРОЧНЫЕ ОПЕРАЦИИ – различные способы соединения деталей в изделии.

МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ – соединение деталей разными способами (с помощью склеивания, сшивания, сварки, клёпки, с помощью болтов, гаек и т.д.).

НАКЛЕИВАНИЕ – технологическая операция, в результате которой происходит соединение деталей с помощью клея.

НЕРАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ – соединение деталей, не позволяющее разобрать изделие без повреждения деталей или разрушения крепления. Например, клеевое, сшивание.

НОЖНИЦЫ – инструмент для резания, стрижки, который состоит из двух накрест соединенных ножей с ручками в виде колец.

НЮАНС - средство композиции, противоположное контрасту. Так называют незначительное различие элементов по форме, размерам, цвету и т.д.

ОБВЕСТИ – очертить линиями, чёрточками; прочертить по намеченным контурам.

ОБДУМАТЬ – предварительно в мыслях рассмотреть все возможные обстоятельства, детали чего-нибудь; подумав, решить.

ОБРАМЛЕНИЕ – то, что окружает, как рамка.

ОБРЫВНАЯ (РВАНАЯ) АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

ОБСЛУЖИВНАИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА – обеспечение рабочего места средствами, предметами труда или слугами, необходимыми для осуществления трудового процесса.

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД – труд, который включает разнообразную рудовую и общественную деятельность человека, направленную на обеспечение каких-нибудь общественных требований.

ОБЪЕКТ ТРУДА – всё то, на что направлена какая-нибудь деятельность.

ОБЪЕМНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема (элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана (внахлёст)). В качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, скручивания, сминания и т.п.

ОДИНАКОВЫЙ – такой, который ничем не отличается от другого, такой же.

ОКАНТОВКА – обработка края изделия, детали полоской отделочных материалов или тесьмой с целью предостережения от осыпания края или для украшения.

ОКРУЖНОСТЬ – замкнутая кривая, все точки которой одинаково удалены от центра.

ОПЕРАЦИЯ (от лат. оperatio – действие) – действие, направленное на решение соответствующей задачи.

ОПЫТ – основанное на практики познание объективной реальности; совокупность знаний, умений, навыков, полученных в практической деятельности.

ОРИГАМИ (от япон. ори – сгибать, гами – бумага) – способ получения изделий из бумаги путем ее сгибания; искусство складывания бумаги, создания различных фигурок и декоративных вещей из бумаги.

ОРНАМЕНТ (от лат. оrnamentum - украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании изобразительных элементов. Основное назначение – украсить предмет, подчеркнуть форму, красоту используемого материала.

ОСЬ СИММЕТРИИ – воображаемая ось, при повороте вокруг которой на некоторый угол фигура совмещается сама с собой в пространстве.

ОТЕНОК – разновидность какого-нибудь цвета.

ОТКРЫТКА – открытое письмо с рисунком.

ОТМЕРИТЬ – при измерении отделить или отмерить необходимое количество чего-нибудь.

ОТХОДЫ – остатки какого-нибудь производства, которые могут быть использованы в иных целях.

ОХРАНА ТРУДА – система правовых, технических и санитарных норм, обеспечивающих безопасные для жизни и здоровья трудящихся условия выполнения работы.

ПАННО (от лат. pannus – кусочек ткани) – картина, предназначенная для заполнения определенных участков стены.

ПАПЬЕ-МАШЕ (от фр. papier mache – жеванная бумага) – бумажная масса, разведенная водой и колеем, из которой формуют различные изделия.

ПАСПАРТУ – лист картона или картонная рамка для рисунков, фотографий.

ПЕРЕПЛЁТНАЯ КРЫШКА – элемент художественного оформления, чаще всего состоит из картонных страниц, оберегает книгу от повреждений.

ПЕРСПЕКТИВА (фр.perspectiveотлат.perspicereсмотреть сквозь) - изображение пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре; одно из художественных средств для усиления выразительности образов.

ПЛАСТИЧНОСТЬ – податливость, пригодность для лепки, сохранение формы после механического воздействия.

ПЛОСКОСТНАЯ (ПЛОСКАЯ) АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

ПОДКЛАДНАЯ ДОСКА- приспособление из плотного материала - фанеры, оргалита, пластика, размером примерно 400х500 мм, предохраняющее рабочую поверхность стола от возможных повреждений (например, при выполнении биговки).

ПОДКЛАДНОЙ ЛИСТ –лист чистой оберточной или упаковочной бумаги, тонкого картона, предохраняющий от загрязнения само изделие и крышку стола.

ПОЛИХРОМНЫЙ – многоцветный.

ПРЕДМЕТНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ – зависимость между величинами, когда изменение одной из них приводит к изменению другой во столько же раз.

ПРОПОРЦИЯ – соотнесение частей между собой.

ПРОЧНОСТЬ – сопротивление материала разрушению при разрыве, изгибе, сжатии, растяжении и т.д.

РАЗВЁРТКА – это изображение развернутой на плоскости поверхности объемного изделия.

РАЗМЕТКА – нанесение на материал точек и линий, которые показывают место обработки детали.

РАЗМЕТОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ – инструменты, при помощи которых разметка выполняется точно (линейка, карандаш, угольник, циркуль).

РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ – соединение деталей, позволяющее производить разборку изделия без их разрушения. Например, щелевое.

РИТМ (от греч. rhythmos – соразмерность, стройность) – равномерное чередование каких-нибудь элементов (например, в орнаменте).

РИЦОВКА (от нем. ritz- щель, царапина) - надрез поверхности картона или бумаги для образования линии перегиба при изготовлении открыток, в переплетном и картонажном деле.

СБОРОЧНАЯ ЕДИНИЦА – изделие, составные части которого на предприятии подлежат соединения между собой сборочными операциями (склеиванием, сшиванием и т.п.). Например, машины, столы, платья; открытка с аппликацией (соединены с помощью клея две детали – открытка и аппликация).

СВЕТОПРНИЦАЕМОСТЬ – сопротивление материала проникновению света.

СВОЙСТВО – качество, характерный признак предмета. Например, гладкий или шершавый, твёрдый или мягкий, тёплый или холодный и т.д.

СГИБАНИЕ – технологическая операция, необходимая для изменения формы обрабатываемого материала, при которой стороны заготовки, образующиеся относительно линии сгиба,располагаются под некоторым углом друг к другу. В чистом виде (в ходе непосредственного изготовления изделий) встречается довольно редко (например, сгибание бумажной полоски в кольцо). Как правило, многократно дополняется складыванием, выступая единой технологической операцией.

СИЛУЭТ – контурное одноцветное изображение чего-нибудь, вырезанное или нарисованное на однотонном фоне.

СИЛУЭТНАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, «слитным» движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

СИММЕТРИЯ – соразмерное, пропорциональное размещение частей чего-нибудь относительно какой-то прямой или пункта.

СКЛАДЫВАНИЕ - технологическая операция, необходимая для изменения формы обрабатываемого материала, при которой стороны заготовки налегают друг на друга, соприкасаясь по всей плоскости. В чистом виде (в ходе непосредственного изготовления изделий) встречается довольно редко. Как правило, многократно дополняется сгибанием, выступая единой технологической операцией.

СОЕДИНЕНИЕ – скрепление составных частей изделия.

СТАНДАРТ – принятый за основу образец, эталон, которому должно соответствовать что-нибудь своим размером, формой, качеством.

СТЕПЛЕР (от англ. staple – скоба, круг) – настольное канцелярское приспособление для сшивания бумаги скобами из проволоки.

СТИЛИЗОВАТЬ – изменять, делать простейшими предметные формы для составления орнамента с возможным изменением естественного цвета.

СХЕМА (от греч. schema – внешний вид, форма) – чертеж, на котором условными графическими изображениями показаны составные части изделия и соединения между ними.

СЫРЬЁ – материал, предназначенный для обработки и получения готовых изделий.

СЮЖЕТ – тема художественного произведения.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ АППЛИКАЦИЯ – вид аппликации; представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей. Размещение фигур может быть в один или в два-три плана, могут быть использованы приемы передачи объема и перспективы.

ТАНГРАМ - (от кит.семь дощечек мастерства) —головоломка, состоящая из семиплоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

ТВЕРДОСТЬ – сопротивление материал вдавливанию или царапанию.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность человека, направленная на создание культурных, духовных и материальных ценностей; результат этой деятельности.

ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК – наглядное изображение, выполненное от руки, на глаз, без точной передачи размера предмета.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – детализированный чертеж, в котором дается описание хода рабочего процесса; карта, в которой дается информация о разметке, разрезании, сгибании, склеивании и т.д. деталей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – выполнение операций по технологической карте.

ТОН – в искусстве: оттенок цвета.

ТОРЦЕВАНИЕ ИЗ БУМАГИ - техника создания изображений и предметов с помощью объёмных элементов из гофрированной бумаги (салфеток). Объединяет элементы объемной аппликации и квиллинга (бумагокручения). Объёмный элемент торцевания называется «торцовкой». Различают виды торцевания: контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения); плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка); объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение; многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

ТРАФАРЕТ – пластина из металла, пластмассы, картона, фанеры, с прорезанными буквами, рисунками и т.д.

ТРУД – целенаправленная деятельность человека, которая видоизменяет и приспосабливает предметы природы для удовлетворения его потребностей.

УГОЛ – часть плоскости между двумя прямыми линиями, которые выходят из одного пункта.

УЗОР – сочетание линий, форм, красок в определенном порядке, который создает декоративный эффект.

ФАЛЬЦЛИНЕЙКА - металлическая линейка с бортиком, используемая для подрезания картона в местах сгиба.

ФОН – цвет основного материала, на котором выполняется рисунок.

ХУДОЖНИК – человек, который создает произведения искусства; тот, кто достиг высокого совершенства в каком-нибудь деле.

ЦИРКУЛЬ – инструмент, который состоит из двух раздвигаемых ножек и служит для вычерчивания окружностей и дуг, линейных измерений и переноса размеров.

ЧЕРТЁЖ – условное графическое изображение чего-нибудь, дает представление о форме, размерах, способах обработки деталей.

ШАБЛОН – образец, выполненный из картона, фанеры, пластмассы, по которому вырезают одинаковые фигуры.

ШТАМП (от итал. stampa – печать) – специальная форма из каучука, дерева, линолеума, картона или другого материала с выпуклым изображением рисунка.

ШТРИХ – линия, черточка.

ЭСКИЗ – первый, первоначальный набросок рисунка будущего изделия.

Литература:

  1. Гагарина, С.Ф. Тлумачальны слоўниiк па працоўным навучаннi/ С.Ф. Гагарына, Д.М. Гаеўская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2008. - №2. – С. 69-72.

  2. Гагарина, С.Ф. Тлумачальны слоўниiк па працоўным навучаннi/ С.Ф. Гагарына, Д.М. Гаеўская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2008. - №10. – С. 79-80.

  3. Гагарина, С.Ф. Тлумачальны слоўниiк па працоўным навучаннi/ С.Ф. Гагарына, Д.М. Гаеўская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2008. - №11. – С. 77-80.

  4. Гагарина, С.Ф. Тлумачальны слоўниiк па працоўным навучаннi/ С.Ф. Гагарына, Д.М. Гаеўская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа. – 2008. - №12. – С. 65-70.

  5. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 2 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў агульнадукац. устаноў з бел. мовай навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2007. – 144 с.

  6. Журба, А Ф. Урокi працоўнага навучання ў 3 класе: вучэб.-метад. дапам. для настаўнiкаў устаноў, якiя забяспечваюць атрыманне агул. сярэд. адукацыi, з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2005. – 160 с.

  7. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – 128 с.

  8. Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – 136 с.

  9. Смирнова, Е.В. Технология: Трудовое обучение в подготовительном классе: Методическое пособие / Е.В. Смирнова. – Мн.: Ред. науч.-метод. журн. «Пачатковая школа», 2003. – 80 с.