logo search
RP_Filosofia_i_istoria_obrazovania_2014-2015

Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.

Цель:проанализировать развитие проблемы трудового воспитания и обучения в истории педагогической мысли.

Задачи:

1. показать зарождение мыслей и идей о труде как цели и средстве воспитания, подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике, философско-педагогическом наследии мыслителей-гуманистов;

2. сформировать представление об основных подходах к вопросам трудового воспитания в истории зарубежной педагогики XVII-XIXвв.;

3. охарактеризовать вклад К.Д. Ушинского в осмысление трудового воспитания с позиций педагогической антропологии;

4. раскрыть сущность концепции А.С. Макаренко о трудовом воспитании детей.

Основные понятия:

трудовое воспитание, трудовое обучение, трудовой опыт (деятельность), политехническое (технологическое) образование, «азбука трудовых умений», метод проектов, традиции трудового воспитания;

виды труда: труд по самообслуживанию, ручной труд, ремесленный труд, промышленный труд, производительный труд, общественно-полезный труд;

идеи:

• труд как цель и ценность воспитания молодёжи,

• связь трудового воспитания с умственным и нравственным,

• труд как средство физической закалки и подготовки к жизни,

• труд как фактор психического развития человека,

• соединение обучения с производительным трудом,

• труд как средство подготовки к профессии,

• трудовая школа,

• введение ручного труда в систему школьного обучения,

• коллективный характер труда в сочетании с индивидуальным,

• труд как средство воспитания и перевоспитания.

План.

1. Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.

2. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIXстолетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн, Г. Кершенштейнер).

3. К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.

4. Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии А.С. Макаренко.

Форма отчётности: устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы № 3.3, 3.4, 4.5.