Блок педагогических дисциплин
Введение в педагогическую деятельность
Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Возникновение и развитие педагогической профессии. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности учителя: профессиоцентрический и антропоцентрический подходы к выбору профессии. Профессиональная роль педагога и ее интерпретация в различных педагогических исследованиях.
Профессиональная деятельность и личность педагога. Педагогическая профессия – совокупность педагогических специальностей. Общее и особенное в педагогических специальностях. Понятие о квалификационной характеристике как модели содержания профессиональной готовности. Профессиональная готовность учителя как единство профессиональной пригодности и компетентности. Профессиональное мастерство учителя – сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность педагога. Основные группы профессионально-значимых качеств личности педагога. Возрастание требований к личности учителя на современном этапе развития общества. Понятие о профессиограмме как модели личности учителя. Понятие профессиональной компетентности учителя. Структура профессиональной компетентности.
Профессиональная подготовка педагогических кадров. Педагогическая культура как сущностная характеристика личности учителя. Основные компоненты педагогической культуры: педагогическая позиция и профессионально-личностные качества; высокий уровень педагогических знаний и культура профессионального мышления; профессионально-педагогические умения и творческий характер педагогической деятельности; культура поведения, общения и саморегуляции личности.
Культура профессионального самообразования и самосовершенствования педагога. Понятие о профессиональном саморазвитии и самовоспитании. Направления и методы самовоспитания. Программа самовоспитания. Самообразование педагога.
Общие основы педагогики
Педагогика как наука, её объект и категориальный аппарат. Педагогика как наука.
Этапы становления педагогической науки. Объект, предмет, функции педагогики. Основные категории педагогики: образовательный процесс, самовоспитание, обучение, образование, социализация, педагогическая технология, педагогическая система, педагогическая деятельность.
Педагогическая наука и педагогическая практика. Место педагогики в системе наук о человеке. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система. Место педагогики в общей системе наук о человеке. Связь педагогики с другими науками (философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.). Структура педагогики (общая, возрастная, коррекционная, отраслевая педагогика, история педагогики и образования, частные методики). Новые отрасли педагогики. Тенденции в развитии педагогической науки: дифференциация и интеграция.
Образование как общественное явление. Образование как социальное явление и педагогический процесс. Образование как общечеловеческая ценность. Дошкольное образование. Базовое образование. Высшая школа в системе образования. Непрерывное образование. Образовательная система России. Роль международных организаций в развитии системы образования. Целостный педагогический процесс.
Методология педагогической науки. Научное исследование в педагогике. Понятие о методологии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Логика педагогического исследования.
Общая характеристика методов научно-педагогического исследования. Методологическая культура педагога.
Теория обучения
Сущность, движущие силы и логика образовательного процесса. Содержание образования. Сущность обучения как двустороннего процесса преподавания и учения. Обучение как специфическая форма познания действительности. Обучение как процесс специально организованной, целенаправленной познавательной деятельности. Образовательная, развивающая и воспитательная функции процесса обучения. Структура процесса обучения, его компоненты (целевой, содержательный, регулирующе-мотивационный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный).
Законы, закономерности и принципы обучения. Понятие закона, закономерности и принципа обучения. Закономерности процесса обучения. Современное понимание принципов обучения, различные подходы к определению и выбору принципов. Взаимосвязь принципов и закономерностей процесса обучения. Характеристика ведущих принципов современного обучения: системности и систематичности обучения, наглядности обучения, самостоятельности и активности в обучении, сознательности в обучении, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности в обучении, взаимосвязи изучаемого с жизнью и практикой. Реализация принципов обучения в педагогической практике.
Методы и средства обучения. Формы организации обучения. Общее понятие о методах и приемах обучения, их функциях и структуре. Многообразие подходов к классификации методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся (словесные, наглядные, практические). Взаимосвязь наглядных и словесных методов обучения. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Репродуктивные и проблемно-поисковые методы обучения. Методы стимулирования учащихся в учебном процессе. Мотивы учения. Методы формирования познавательного интереса. Методы личностного стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха, предъявление учебных требований, поощрение и порицание в учении. Методы контроля и самоконтроля в обучении (Ю.К. Бабанский). Средства обучения и их классификация. Понятие форм организации обучения, многообразие их видов.
Контроль результатов обучения. Проверка знаний и умений учащихся как важный структурный элемент урока. Функции контроля знаний. Требования к организации контроля за учебной деятельностью: индивидуальный характер контроля, систематичность, регулярность, разнообразие форм проведения, всесторонность, объективность, дифференцированный подход, единство требований учителей. Виды контроля и формы его организации: предварительный контроль, текущий контроль, тематический контроль, итоговый контроль. Индивидуальные, групповые, фронтальные формы контроля. Методы контроля обучения. Оценка знаний учащихся. Функции оценки: контролирующая, стимулирующая, социальная.
Причины школьной неуспеваемости. Предупреждение неуспеваемости.
- Программа
- Итогового междисциплинарного экзамена по биологии
- Для специальности 032400 «Биология» со специализацией «Фитодизайн»
- Цитология. Гистология. Клеточная биология
- Биотехнология, биоинженерия и молекулярная биология
- Физиология человека Физиология нервной системы
- Физиология сердечно-сосудистой системы
- Физиология эндокринной системы
- Физиология иммунной системы
- Физиология пищеварения
- Гомеостаз. Гипоталамус. Гипофиз
- Физиология сенсорных систем
- Физиология выделительной системы
- Физиология крови
- Физиология дыхания
- Физиология адаптации
- Общая экология Взаимоотношения организма со средой
- Популяция и ее структура
- Структура и функции биогеоценоза, экосистем
- Социальная экология и природопользование
- Теория эволюции
- Синтетическая теория эволюции как возрождение и обогащение дарвинизма, ее основные постулаты
- Учение о микроэволюции
- Естественный отбор как ведущий фактор эволюции
- Борьба за существование в природе
- Современное учение о виде
- Пути происхождения новых видов в природе
- Основные этапы эволюционного становления человека
- Современный взгляд на синтетическую теорию эволюции.
- Теория и методика профессионального обучения
- Методика профессионального обучения Общие основы теории профессионального обучения
- Общие вопросы методики экологического образования
- Методика изучения отдельных экологических курсов
- Литература
- Блок педагогических дисциплин
- Теория воспитания
- Педагогические технологии
- Основы управления образовательными системами
- Нормативно-правовое обеспечение образования
- Литература
- Блок психологических дисциплин
- Литература основная
- Дополнительная