logo search
ТМО 1 часть новая

7. Принципы взаимодополнения

Они также предложены П.Б. Гурвичем. Их четыре:

  1. произвольного и непроизвольного;

  2. осознанных и автоматизированных действий;

  3. заученного и творческого;

4) направляемых и свободных действий.

П.Б. Гурвич указывает, что вторые части оппозиций являются ведущими. Выдвижение этих принципов весьма плодотворно, ибо от их правильного воплощения многое зависит.

Подводя итоги анализа различных принципов, Е.И. Пассов предлагает следующую иерархию принципов:

• принципы первого ранга (общедидактические), лежащие в основе обучения любому предмету, в том числе и иностранному языку;

• принципы второго ранга (общеметодические), лежащие в основе обучения иностранному языку вообще;

• принципы третьего ранга (частнометодические), лежащие в основе обучения тому или иному виду речевой деятельности;

• принципы четвертого ранга такие, которые значимы для более узкой сферы обучения, например, для использования ТСО, для обучения грамматической стороне речевой деятельности и т.п. (Пассов Е.И.).

Принципы коммуникативного обучения иноязычной культуре

Если учесть, что познавательный, развивающий и обучающий аспекты иноязычной культуры направлены на воспитание личности учащегося, учесть содержание понятия «коммуникативность», а также тот факт, что система обучения многогранна и исходные положения должны охватить весь процесс ее реализации, можно сформулировать следующие 10 принципов коммуникативного обучения иноязычной культуре (ИК):

1. Принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры через общение.

2. Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры.

3. Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры.

4. Принцип управления учебным процессом на базе его квантования и программирования.

5. Принцип системности в организации процесса обучения иноязычной культуре.

6. Принцип обучения иноязычной культуре на основе ситуации как системы взаимоотношений.

7. Принцип индивидуализации в овладении иноязычной культурой.

8. Принцип развития речемыслительной активности в овладении иноязычной культурой.

9. Принцип функциональности в обучении иноязычной культуре.

10. Принцип новизны в обучении иноязычной культуре.

Опишем кратко содержание основных принципов.