logo search
МЕТОДИЧКА ПО РАБОТЕ С БУМАГОЙ

Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению

К концептуальным положениям обучения учащихся I ступени общего среднего образования на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению относится необходимость соблюдения требований образовательного стандарта по трудовому обучению, согласно которому оцениваться должны:

- теоретическое усвоение содержания учебной программы (теоретических сведений): полнота, глубина, осознанность, использование внутри- и межпредметных связей;

- практическое освоение содержания учебной программы (трудовых действий, приемов работы, технологических операций и технологического процесса в целом);

- культура труда: организация рабочего места, соблюдение правил безопасности труда, трудовая и технологическая дисциплина (соблюдение последовательности выполнения работы; правильное использование инструментов, приспособлений, материалов);

- самостоятельность (минимальное количество обращений за помощью к учителю и/или одноклассникам);

- качество выполненной работы (соответствие форме, размерам, внешнему виду изделий; технико-технологическим требованиям к видам работ).

Определены пять уровней усвоения учебного материала (учебной деятельности):

- низкий (соответствует 1-2 баллам) – «н»,

- удовлетворительный (3-4 балла) – «уд»,

- средний (5-6 баллов) – «ср»,

- достаточный (7-8 баллов) – «д»,

- высокий (9-10 баллов) – «в».

Соотнесение показателей оценки результатов учебной деятельности с уровнями усвоения учебного материала (учебной деятельности), определенными в условиях безотметочного обучения, представлены в таблице 8 «Показатели оценки результатов учебной деятельности».

Таблица 8

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Отметка в

баллах

(для сравнения)

Уровень усвоения материала

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Теоретичес-кое усвоение содержания учебной программы

I.

Практичес-кое освоение содержания учебной программы

II.

Культура труда

III.

Самостоя-тельность

IV.

Качество выполнен-ной работы

V.

«1»

Низкий («Н»)

Узнавание объекта изучения

Выполнение трудовых действий с большим количеством грубых ошибок

Грубые ошибки при соблюде-нии правил безопасности труда и органи-зации рабочего места

Требуется постоянная значительная помощь педагога

Неисправи-мый брак

«2»

Различение объектов изучения, распознавание отдельных элементов знаний

Выполнение трудовых действий с существен-ными ошибками

Существенные ошибки, связан-ные с организа-цией рабочего места и прави-лами безопас-ности труда

Требуется значительная помощь педагога

Неисправи-мый брак

«3»

Удовлетворительный («УД»)

Воспроизве-дение незначитель-ной части учебного материала по памяти

Выполнение трудовых приемов с существен-ными ошибками

Существенные ошибки, связан-ные с организа-цией рабочего места и прави-лами безопас-ности труда

Требуется значительная помощь педагога

Исправи-мый брак

«4»

Воспроизведе-ние большей части учебного материала по памяти

Выполнение трудовых приемов с несуществен-ными ошибками

Соблюдение правил безопас-ности; организация рабочего места с несуществен-

ными ошибками

Требуется значительная помощь педагога

Исправи-мый брак

«5»

Средний («СР»)

Осознанное воспроизведе-ние значительной части учебного материала

Выполнение технологи-ческих операций с большим количеством несуществен-ных ошибок

Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопас-ности; несуществен-

ные ошибки, связанные с соблюдением трудовой и тех-нологической дисциплины

Требуется незначитель-ная помощь педагога

Низкое, очень большое количество несущест-венных ошибок

«6»

Осознанное воспроизведе-ние учебного материала

Выполнение технологи-ческих операций с несуществен-ными ошибками

Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопас-ности; соблюдение трудовой или технологичес-кой дисципли-ны с незначит. ошибками

Требуется незначитель-ная помощь педагога

Скорее высокое, чем низкое, большое количество несущест-венных ошибок

«7»

Достаточный («Д»)

Владение учебным материалом

Правильное выполнение большинства технологи-ческих операций

Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопасности; соблюдение технологичес-кой дисципли-ны с незначит. ошибками

Требуется эпизодичес-кая помощь педагога

Относи-тельно высокое, присутству-ют несущест-венные ошибки

«8»

Оперирование учебным материалом

Выполнение технологи-ческого про-цесса с несуществен-ными ошиб-ками, устраняемы-ми с помощью педагога

Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопасности; высокая трудовая и технологичес-кая дисциплина

Требуется эпизодичес-кая помощь педагога или одноклас-сников

Относительно высокое,

присутству-ют несущест-венные ошибки

«9»

Высокий («В»)

Оперирование учебным материалом

Полное выполнение технологи-ческого процесса с единичными несуществен-ными ошибками, устраняемыми самостоя-тельно

Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопасности; высокая трудовая и технологичес-

кая дисциплина

Работа выполняется самостоя-тельно

Достаточно высокое,

единичные несущест-венные ошибки

«10»

Свободное оперирование учебным материалом

Полное выполнение технологи-ческого процесса без ошибок

Правильная организация рабочего места, соблюдение правил безопас-ности; высокая трудовая и тех-нологическая дисциплина

Работа выполняется самостоя-тельно

Полное соответ-ствие требова-ниям к изделию

Характер ошибок, допущенных при осуществлении учебной деятельности по таким показателям, как «качество выполненной работы», «культура труда», «практическое освоение содержания учебной программы», уточняется в таблице 9 «Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)».

Таблица 9