logo search
RP_Filosofia_i_istoria_obrazovania_2014-2015

I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.

Рассматривая данный вопрос, следует обратиться к рекомендованной основной учебной литературе. При этом необходимо подчеркнуть, что становление и развитие отечественной школы и педагогики советского периода осуществлялось в сложных постреволюционных условиях, в обстановке усиления политического диктата, распространения коммунистической идеологии, утверждения тоталитарного режима власти и распространения репрессивных мер в отношении всех инакомыслий. В связи с этим наблюдались такие тенденции в педагогической практике, как

• отрицание (разрушение) прежней системы образования и создание новой социалистической системы образования и школы, органов управления ими;

• классово-партийный подход к осуществлению реформ образования и школы;

• «парный» характер преобразований, допускающих чередование трансформации всей системы образования и школы как базового звена (реформа) со стабилизацией (контрреформа), преследующей цель возвращения к прежним (традиционным) ориентирам, хотя и видоизменённым сообразно социально-политической ситуации;

• наличие активных педагогических дискуссий по основным аспектам преобразования школы, воспитания и обучения.

Условно в истории отечественной школы и педагогики первых послереволюционных десятилетий выделяют периоды: 1917 – конец 1920-х гг. и 1930-е гг. Систематизировать знания об их сущности поможет составление таблицы.

Таблица 2.