Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
Сокращение информационной емкости программы (во вспомогательной школе – объем 4 – 5 лет обучения массовой школы, ЗПР – на 1 год больше, чем в массовой школе).
Упрощенность содержания:
Любое понятие имеет меньшую информационную емкость, чем в массовой школе (школа VIII вида)
Снижено не количество понятий, а объем понятий (школа VII вида).
Линейно-концентрический характер построения программы.
Концентрический – количество понятий с 1 – по 9 класс неизменно, расширяется только их информационная емкость.
Линейный – количество понятий растет из года в год, предыдущие включаются в последующую систему обучения.
Наглядно-практический характер программы (связь с сохранными уровнями мышления).
Алгоритмичность учебно-познавательных задач, включенных в программу.
3.3. Учебники утверждаются Министерством образования РФ и являются обязательными для изучения. (В отличие от учебного пособия, которое носит рекомендательный характер). Учебники пишутся под каждую программу, и учитель, выбирая программу для изучения, должен обязательно об этом помнить; если не будет учебника под программу, выбранную для изучения, то это накладывает на учителя дополнительные организационно-методические обязанности. Если же учебник для изучения выбран и с какими-то разделами учитель не согласен, он имеет право высказать и обосновать свою точку зрения, но если ученик при ответе ссылается на учебник и высказывает согласие с учебником и несогласие с учителем, то снижать ему отметку учитель не имеет права.
Функции учебника:
• информационная функция - обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией;
• систематизирующая функция реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
• функция закрепления материала проявляется в том, что учебник предоставляет возможность повторного изучения;
• интегрирующая функция заключается в том, что учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук;
• координирующая функция способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций, диапозитивов, натур);
• развивающе-воспитательная функция состоит в духовно-ценностном влиянии содержания учебника на учащихся, формировании опыта творчества.
Требования к учебнику:
Общепедагогические требования:
Сообщать научно-достоверные знания в пределах программы.
Обеспечивать воспитывающий характер обучения.
Развивать мышление, формировать приемы умственной деятельности, развивать речь.
Обеспечивать подготовку к самостоятельному приобретению знаний (в доступных пределах).
Методические требования:
Соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию.
Четкое структурное членение и графическое выделение выводов, важных положений.
Достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного материала, удобно расположенных и увязанных с текстом.
Включение заданий, стимулирующих развитие самостоятельности при решении поставленных задач, формирование умения пользоваться запасом знаний.
Коррекционные требования:
Дробное, поэтапное преподавание учебного материала и аналитико-синтетический способа его показа, обработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия.
Опора на ранее изученное и имеющийся практический опыт.
Постоянное обращение к реально существующим связям.
Способность выявлять причинно-следственные отношения.
Акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов.
Достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала.
Включение изучаемого материала в различные виды упражнений.
Включение заданий разной степени сложности для самостоятельного выполнения.
Полиграфические требования:
Вся наглядность должна быть в реалистическом плане и цветном изображении (условные и расплывчатые изображения приводят к искаженному их восприятию).
Должны использоваться в качестве непосредственного источника знаний и как средство наглядности.
С 5 класса должна использоваться символическая наглядность (схемы, таблицы)
Задание
Анализ коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ VIII вида с последующим выводом об особенностях данного вида программ (по предлагаемому плану).
План анализа программы (для конкретного предмета):
1. Структура программы.
2. Цель, задачи предмета.
3. Особенности познавательной деятельности и связанные с этим особенности усвоения учебного материала.
4. Требования к знаниям и умениям учащихся по данному предмету.
5. Наглядно-практический характер программы.
6. Внутрипредметные и межпредметные связи (привести примеры).
7. Специфика программы (структурные и содержательные особенности программы).
Сравнительный анализ базовых учебных планов коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида (по предлагаемому плану).
План анализа учебного плана.
Структура учебного плана.
Принцип построения учебного плана
Количественные и качественные отличия в учебных планах коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида
Наличие специфических коррекционных предметов в учебных планах коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида.
Отражение возможностей трудовой и профессиональной подготовки в учебных планах коррекционно-образовательных учреждений VII и VIII вида.
Литература
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1 – М. 2000.
Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционно-образовательных учреждений VIII вида. /Под ред. В.В. Воронковой.М. 1999.
Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы. // Сост. Л.А. Вохмянина. М. 2001.
Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. / Составитель С.Г. Шевченко. В 2-х частях. М. 2001.
Типовой базисный учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения (I и II ступени обучения). Приложение к Положению о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы. // Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: Сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М. 1997.
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. //Дефектология. 2003. стр. 61-64.
Г.М. Капустина, М.Н. Перова Математика. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. 2005.
Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авт.- составители: С.Ю. Ильина, Л.В. Матвеева. СПб. 2004.
Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М. 2006.
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет и предметная область обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Тема 3. Категория коррекции в олигофренопедагогике
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4: Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Тема 6. Системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 11. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью как многокомпонентная система.
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 12. Содержание образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Тема 13. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Тема 14. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Библиография: