Характеристика периодов производственного обучения
Сравниваемые | Периоды производственного обучения | |||||||||||
характеристические признаки | Вводный | Подготовительный | Период овладения трудовыми умениями и навыками | Контрольно-заключительный | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
Задачи, решаемые мастером производственного обучения | Мастер изучает индивидуальные особенности учащихся, пробуждает у них интерес к выбору рабочей профессии, знакомит с условиями работы по профилю подготовки и с общими требованиями к труду. Мастер вовлекает учащихся в технические кружки, организует встречи с передовиками производства | Организация рабочего места учащихся, соблюдение требований безопасности труда и производственной дисциплины, бережного отношения к инструментам и материалам, соблюдение правил личной гигиены и производственной санитарии, ознакомление с культурой производства и производственной эстетикой | Формирование у учащихся навыков и умений, способности выполнять работы с соблюдением ритма и темпа, а также технических требований к выполняемой работе; развитие самостоятельности в выполнении заданий и чувства ответственности за порученное дело | Закрепление полученных знаний, навыков и умений (совершенствование их на современном оборудовании с применением новых приспособлений и инструментов), а также освоение методов работы передовиков и новаторов производства | ||||||||
Система производственного обучения | Вводный период носит ознакомительный характер и прямого отношения к системам производственного обучения не имеет. Продолжительность около двух недель | Знакомство с конкретными видами работ. Учебно-производственный труд учащихся носит производительный характер. Обучаемые овладевают основными элементами планирования труда: выбор заготовок, определение последовательности их обработки, способы закрепления заготовок, подбор режущего и контрольно-измерительного инструмента, организация рабочего места и др. Учебный трудовой процесс складывается из изучения | Совершенствование трудовых навыков и умений. Подбираются такие работы, которые содержат как новые, только что изученные приемы, так и освоенные ранее. Вырабатываются навыки комбинированных приемов и операций. Пока учащиеся полностью не изучат, не освоят и не закрепят все приемы работ, выполнение комплексных работ им не будет поручено. В период освоения профессии мастер уделяет большое внимание показу | Формирование основных трудовых приемов посредством заданий на самостоятельное планирование работы, разработку элементов технологического процесса обработки изделия, обоснование оптимальных режимов работы оборудования, составление и объяснение алгоритмов поиска неисправностей и др. В этот период учащиеся уже умеют пользоваться производственной, инструментальной, планирующей и нормативной | ||||||||
|
| задания, технической документации, подготовки рабочего места, наладки оборудования, проведения обработочных операций с использованием различных приемов контроля за качеством выполняемой работы | передовых методов работы, требует от учащихся овладения скоростными методами работы | документацией, самостоятельно выполняют задания, принимают участие в техническом творчестве | ||||||||
Результат | Начинают возникать связи внутри ученического коллектива, формируется организационная структура: избираются органы самоуправления, учащиеся вступают в деловые межличностные отношения, в рамках которых начинают создаваться микрогруппы по увлеченности совместной деятельностью. | Создаются и работают органы самоуправления и общественные организации, на которые мастер опирается в своей работе. Возрастают требования актива к своим товарищам, усиливается стремление к коллективным действиям. Учащиеся уже полностью входят в коллектив и в систему произ- | Учащиеся должны подойти к выполнению норм выработки и уметь обеспечить необходимое качество работы. У них уже формируются навыки, способствующие повышению точности, скорости и самостоятельности в выполнении работы, развивается самоконтроль. Продол житель- | Профессиональные умения и навыки учащихся сформированы. Учащиеся умеют: планировать работу и применять передовые методы организации труда и рабочего места; управлять разными типами оборудования; применять инструменты и приспособления; пользоваться чертежами и технологической | ||||||||
| Учащиеся адаптируются к новым условиям труда, осмысливают процесс профессиональной подготовки в учебной мастерской или в учебном цехе предприятия, характер взаимоотношений в коллективе, требования, предъявляемые к ним как к членам этого коллектива | водственных отношений, ориентируются на нормы и традиции коллектива, учатся постоянно соотносить с ними свои действия. Типичные трудовые действия и приемы операций осваиваются в результате многократного показа и объяснений мастера, а также систематических упражнений. Вырабатываются первичные навыки выполнения отдельных трудовых приемов | ность данного периода обучения в профтехучилище около двух лет | документацией; производить расчет режимов резания и работы оборудования; строго соблюдать требования к качеству продукции; осуществлять контроль и самоконтроль. Учащиеся умеют: добиваться повышения производительности труда; бережно относиться к оборудованию, инструментам и приспособлениям, экономить время, сырье, материалы и электроэнергию |
Проектно-технологическая система производственного обучения возникла в 90-х гг. XX в. и отражает динамичные модели образования: гибкие модули, интернет-технологи и, личностно-ориентированное проектное обучение, творческий характер деятельности, при котором изделие создается от идеи до ее воплощения. Учебный материал осваивается в процессе выполнения социальных или материальных проектов. По каждой дисциплине предлагается система творческих последовательно усложняемых проектов, в том числе и по отдельно взятым темам. Основу учебного процесса составляют научно обоснованные технологии, направленные на преобразование субъектов обучения. Формирование профессиональных умений осуществляется в процессе выполнения учебных творческих проектов.
Система включает примерный перечень демонстрационных, учебных и реальных творческих проектов, а также перечень технологий, подлежащих освоению.
Периоды производственного обучения
В процессе производственного обучения выделяют следующие периоды: « вводный;
подготовительный;
период овладения трудовыми умениями и навыками;
контрольно-заключительный.
Имея условный характер, эти периоды производственного обучения тесно взаимосвязаны. Для каждого из них характерно определенное содержание (табл. 10).
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий