logo search
Учебные материалы

5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены, прежде всего, специфичностью их познавательной деятельности и психического развития в целом.

Восприятие изучаемого материала является исходным момен­том познавательной деятельности учащихся. Именно восприятие у детей с нарушениями интеллекта несовершенно, что приводит к непониманию изучаемого, быстрому забыванию. Исследования­ми установлено, что «активность и целенаправленность ощуще­ний и восприятий учащихся специальной (коррекционной) шко­лы VIII вида снижены, избирательность, осмысление наруше­ны. Следовательно, восприятия бедны не только по содержанию, но и по характеру их образования» (Еременко И.Г.).

Осмысление учебного материала — это процесс понимания изу­чаемого. Но не всегда учащиеся с интеллектуальной недостаточностью могут самостоя­тельно вскрыть сущность связей и зависимостей между предметами и явлениями, отмечаются нарушения аналитико-синтетической деятельности, способности к обобщению и т.д. Следовательно, содержанием работы в этот период должны быть уточнение, сопоставление, характеристика конкретного явления. Учитель управляет процессом осмысления учащимися учебного материала.

Процесс закрепления полученных знаний и умений осуществля­ется в системе коррекционного обучения лишь в том случае, ког­да учитель убедился, что знания прочны и могут быть воспроизве­дены в достаточном объеме. Огромную роль при этом играет систематическое повторение, которое используется не только с целью за­крепления и систематизации знаний, но и для коррекции мыслительной деятельности.

Применение усвоенных знаний и умений вызывает у учащихся с нарушениями интеллекта трудности, обусловленные не только де­фектом, что, естественно, важно, но и необходимостью перера­ботки информации, использования ее в практической деятельно­сти. Многие трудности в процессе обучения преодолеваются, но сам механизм применения полученных знаний в новых условиях часто не реализуется. Вот почему важным требованием в процессе применения знаний и умений является постоянное возвращение к условиям, в которых знания и умения формировались. Резко ме­нять условия нельзя, так учащиеся не в состоянии соотнести свои знания с этими условиями. Вовлечение учащихся в практическую деятельность должно осуществляться последовательным путем:

Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью носит воспитывающий характер, смысл его заклю­чается в том, что в процессе усвоения знаний и умений происхо­дит формирование у школьников положительных качеств личности: трудолюбия, усидчивости, ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности, умения работать в детском, а в даль­нейшем и трудовом коллективе.

Значительная роль отводится трудовому воспитанию и обучению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Про­цесс трудовой подготовки профессионально ори­ентирован и предполагает приобщение детей к труду в сфере ма­териального производства, формирование у них общеучебных, трудо­вых, профессиональных знаний, умений и навыков; нравственных качеств. Трудовое обучение - основное средство социально-трудовой реабилитации, обществен­но-трудовой адаптации.

Таким образом, особенности процесса обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью состоят в следующем:

  1. Коррекционная направленность процесса обучения. В процессе обучения осуществляется опора на наиболее сохранные стороны познавательной деятельности, а также коррекция вторичных отклонений развития.

  2. Практическая направленность обучения, обусловленная тем, что участие в практической деятельности – наиболее доступный путь познания для школьников с интеллектуальной недостаточностью, а также условие для наилучшего осознания учебного материала, его закрепления и применения в деятельности.

  3. Наглядный характер обучения. Наглядность в обучении доводится до очевидности, что создает условия для коррекции несовершенного восприятия и сформированных представлений у учащихся, способствует осознанию ими сущности изучаемых предметов и явлений.

  4. Замедленный характер обучения, обусловленный тем, что школьникам требуется больше времени для восприятия, усвоения и воспроизведения информации.

  5. Упрощенность содержания образования (за счет уменьшения количества и способов решения учебно-познавательных задач)

  6. Алгоритмический характер обучения.

  7. На всех этапах обучения ведущей является прямая форма руководства учителем, а активность и самостоятельность учащихся не достигает достаточного уровня.

Задание

Заполнить таблицу «Функции учителя и ученика на разных этапах процесса обучения»

Компоненты процесса обучения

Сущностная характеристика компонента

Функции учителя специальной школы

Функции ученика с интеллектуальной недостаточностью.

Целевой

Стимулирующе-мотивационный

Содержательный

Операционно-деятельностный

Контрольно-регулировочный

Оценочно-результативный

Литература

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб. 2000.

  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.

  3. Голуб В.Ф. Основы общей дидактики. М. 1998.

  4. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М. 2005.

  5. Дидактика средней школы. /Под ред. М.Н. Скаткина. М. 1982.

  6. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев. 1985.

  7. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М. 2001.

  8. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.

  9. Обучение детей с нарушением интеллекта /Под ред. Б.П. Пузанова М. 2000.

  10. Рудакова И.А. Дидактика. Ростов-на-Дону. 2005.

  11. Сластенин В.А. Педагогика. М. 2000.

  12. Теоретические основы процесса обучения. /Под ред. В.В. Краевского. М. 1989.