logo search
книга мельник

1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе

1. Развитие функций языка речи у детей от рождения до 7 лет.

2. Факторы развития речи.

3. Закономерности речевого развития дошкольников.

1. Генезис функций и форм языка и речи обусловлен выводами психологов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев) о функциональном многообразии языка и речи. Каждой функции соответствуют определенные языковые средства; функциональное изменение речи приводит к изменению ее структуры, т.е. ее формы. Язык приобретает определенные функции, включаясь в непосредственную речевую деятельность. Рассмотрим становление функций языка и речи в различные периоды детства.

Младенческий возраст (от рождения до 1 года) характеризуется социальной направленностью речевых контактов ребенка со взрослым. Их функция – установление связи со взрослым, поддержание эмоционального контакта. Л.С. Выготский характеризует этот период как доинтеллектуальную стадию развития речи. Ведущий вид деятельности для младенцев – непосредственно эмоциональное общение. К концу данного периода (к 10–12 месяцам) появляется индикативная (признаки предмета) иноминативная(предметная отнесенность слова) функции. Как следствие – появление первых слов – названий предметов, действий, людей.

Ранний возраст (от 1 года до трех лет) – это период освоения детьми обобщающей функции и усвоения символической роли слова. Слово перестает для ребенка быть одним из признаков предмета и становится заместителем общности предметов данного класса.

Л.С. Выготский отмечает, что около двух лет линии мышления и речи перекрещиваются; речь интеллектуализируется, наблюдается единство общения и обобщения. Ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде – практическое овладение предметами, речь необходима ребенку для налаживания сотрудничества со взрослым. Ситуация совместной деятельности укрепляет функции указания и обозначения. Соответственно развивается и структура речи: от слогового контура дети переходят к наполнению слова точными звуками; от ситуативной речи (малооформленной грамматически) к контекстной (больше характерной уже для дошкольного возраста).

В дошкольном возрасте (3–7 лет) происходит постепенное отдаление речи от непосредственного практического опыта и приобретения новых функций в деятельности. Главное новообразование этого периода – возникновение регулирующейипланирующейфункций речи. Номинативная речь формируется к 3 годам, а речь, предшествующая действию, организующая его, к 4–5 годам. Исследования эгоцентрической речи Ж. Пиаже и Л.С. Выготского характеризуют это явление с разных позиций.

Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Ролевая игра требует выполнения правил и способствует возникновению планирующей функции речи. В игре складываются новые формы речи: инструктирующаяречь (как играть, выполнять правила или роли),повествующаяречь (рассказ для того, кто не участвовал в игре). Возникновениеконтекстной речи (понятно из самого контекста, без учета ситуации) приводит к развитию монологической речи. Дети дифференцируют формы речи в зависимости от условий общения, и, как следствие, развивается и укрепляется регулятивная функция речи (воздействие на поведение людей). В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать словесный состав речи на основе элементарных языковых обобщений, усваивают основные лингвистические термины, что является основой для подготовки детей к школьному обучению.

2. Факторы речевого развития – необходимые условия для возникновения и формирования разнообразных речевых навыков и коммуникативных умений у детей независимо от педагогического воздействия со стороны взрослого. Факторы отражают как внешние (объективные) условия, так и внутренние (субъективные, которые зависят от самого ребенка). К ним относятся:

1. Биологические факторы (особенности анатомо-физиологического строения и функционирования организма ребенка);

2. Социальные факторы (речевая среда);

3. Формирование у ребенка потребности в общении;

4. Языковая способность ребенка;

Рассмотрим особенности каждого фактора. К анатомо-физиологическимособенностям строения и функционирования организма ребенка, влияющим на развитие речи, относится нормальное созревание и функционирование всех речевых центров коры головного мозга. Воспроизводство речи основано, прежде всего, на восприятии речи, которое осуществляется при помощи органов слуха и контролируется корой головного мозга. Слабослышащие и глухие дети испытывают затруднения в развитии речи, для формирования навыков устной речи необходимы специальные дополнительные приспособления (слуховые аппараты, азбука жестов и др.). Большую роль в формировании речи играет речетворческая система – совокупность всех органов, участвующих в образовании звучащей речи (органы дыхания, голосовые связки, артикуляционный аппарат). Нарушения в строении или функциях данных органов (вследствие травм или заболеваний) приводят к нарушениям в развитии речевых навыков. Все анатомо-физиологические особенности, необходимые для развития речи, передаются ребенку по наследству. Большое влияние оказывает на их функционирование пренатальное развитие.

Основным социальным фактором развития речи детей является речевая среда. Под речевой средой понимается совокупность всех речевых звуков, окружающих ребенка. Речевая среда может быть благополучной и неблагополучной. Благополучная речевая среда отличается разнообразием форм и ситуаций, высоким уровнем культуры речи, широким кругом общения. Неблагополучная речевая среда снижает темпы развития течи детей, ведет к многочисленным ошибкам в речи.

Выделяют естественную и искусственную речевую среду. Естественная речевая среда проявляется в процессе непосредственного, непреднамеренного общения детей со взрослыми и сверстниками. Она позволяет реализовать коммуникативный подход в методике развития речи. Однако некоторые речевые навыки являются трудными для самостоятельного усвоения ребенком (например, навыки связной речи), поэтому требуется специально организованное обучение, которое реализуется в искусственной речевой среде (дидактические речевые игры, специальные речевые ситуации). Развитие ребенка вне речевой среды приводит к нарушениям в развитии речи, речь не развивается как социальная деятельность, а остается на уровне сигнальной деятельности (1-й сигнальной системы по И.П. Павлову). Известные в истории примеры нахождения детей, выросших вне человеческого общества (так называемые дети Маугли), доказывают необходимость речевой среды для полноценного развития ребенка.

Основным психологическим фактором развития речи является потребность в общении. Речь возникает и развивается, прежде всего, как средство общения. Потребность в общении – это направленность на партнера по общению (взрослого или сверстника), которая реализуется в коммуникации.

М.И. Лисина выделила критерии формирования потребности в общении и определила, что потребность в общении со взрослыми формируется в младенчестве (к 2–3 месяцам – яркое проявление ее – это «комплекс оживления»), со сверстниками – к 3 годам. Если потребность в общении не формируется у детей своевременно в силу объективных причин, наблюдается явление «госпитализация», которое приводит к задержке речевого развития, угасанию эмоциональных проявлений и, как следствие, задержке умственного развития ребенка. Сформированная потребность в общении стимулирует развитие разнообразных речевых навыков, необходимых для полноценного общения детей со взрослыми и со сверстниками.

В современной методике развития речи как один из важнейших факторов определяют развитие языковой способности. Психологи понимают под языковой способностью отражение системы языка в сознании говорящего. Языковая способность включает в себя развитиечувства языка. Оно проявляется в том, что ребенок может творчески комбинировать языковые единицы в высказываниях. Языковая способность включает умение ребенка воспринимать, осмысливать, воспроизводить речь в различных коммуникативных ситуациях. На основе чувства языка ребенок может использовать ранее встречавшиеся языковые формы применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии сего законами, хотя они не осознаются ребенком в форме понятий. Многие исследователи детской речи (А.Н. Гвоздев, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин и др.) отмечают особую чувствительность ребенка к языку, на основе которой формируется осознание явлений языка и речи.

3. Процесс развития речи является закономерным и зависит от степени развития речетворческой системы человека: артикуляционного аппарата, интеллекта (развитие речевых центров коры головного мозга), памяти, эмоционально-волевой сферы. Л.П. Федоренко исследовала закономерности усвоения языка детьми дошкольного возраста и определила ряд объективных и субъективных зависимостей восприятия понимания и усвоения норм речи, языка:

- Восприятие речи зависит от натренированности органов речи (артикуляционного аппарата), органов слуха (речевой слух), органов зрения (зрительная фиксация движений артикуляционных органов) и руки (связь движения руки с действием, с предметом). Например, чем лучше развит у ребенка фонематический слух, тем быстрее он научится различать слова близкозвучащие (сок – сон, ложка – кошка). Координация между движениями глаз и руки необходима для обучения письму.

- Понимание речи зависит от усвоения ребенком разных степеней обобщения. Значение слова дети усваивают постепенно. Начиная от использования каждого слова как имени собственного, т.е. одним словом дети обозначают только один предмет – мяч, свой большой красный, часы, те, что висят на стене в комнате. Постепенно дети учатся называть одним словом группу однородных предметов, затем обобщают предметы в видовые и родовые группы (одежда, посуда, транспорт). Т.о., смысл слова углубляется, содержание расширяется по мере увеличения жизненного опыта ребенка.

- Усвоение выразительности речи зависит от развития у ребенка восприимчивости к выразительным средствам. Интуитивно дети хорошо воспринимают средства интонационной выразительности (тембр, высоту, силу голоса, темп речи) с раннего возраста. Очень эмоционально дети воспринимают и хорошо понимают уже в дошкольном возрасте лексические средства выразительности: образные слова (эпитеты, метафоры, сравнения) и выражения (крылатые фразы и фразеологические обороты). Насыщение речевой среды средствами выразительности стимулирует развитие выразительности речи самого ребенка.

- Усвоение нормы речи зависит от развития чувства языка – способности запоминать нормы употребления слов, их сочетаемость, изменяемость и ситуативность. На основе языкового чутья дети запоминают смысл отдельных элементов: например, отрицательный смысл приставки неили уменьшительно-ласкательных суффиксов -еньк, -иньк. В дальнейшем осознанность в подборе и употреблении детьми норм слов зависит от интуитивного понимания значения отдельных морфем.

- Усвоение письменной речи зависит от координации между устной и письменной речью. Этим обусловлено значение и важность развития устной речи у детей дошкольного возраста в контексте подготовки к обучению письму в школе. Наибольшие трудности при обучении письму дети испытывают при несовпадении темпа проговаривания слов и темпа написания. Усвоение знаковой функции звуков и букв начинается в дошкольном возрасте и является необходимым условием овладения письменной речью.

- Темп обогащения речи зависит от степени совершенствования структуры речевых навыков. Чем разнообразнее речевые навыки ребенка (активный словарь, усвоение грамматических и фонетических норм), тем легче он осваивает новые, сложные формы речи: рассказывание стихов и сказок, пересказ, сочинение. Совершенствование речевых навыков происходит в разнообразных речевых ситуациях. Вот почему так важно обеспечить ребенку коммуникативную активность в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, основными явлениями, характеризующими речевое развитие детей дошкольного возраста, является коммуникативная функция речи, факторы потребности в общении и языковая способность ребенка, а также закономерности усвоения языка, зависящее от степени развития речетворческой системы.

Литература

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия / авт-сост. В.К. Радзиховская [и др.]; под общ. ред. В.К. Радзиховской. – М.: Академия, 2003. – 464 с.

  2. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев.– М.: Просвещение, 1969. – 340 с.

  3. Лисина, М.И. Проблемы и задачи изучения общения дошкольников со сверстниками // Лисина М.И. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учеб. пособие / ред.-сост. Т.В. Бурменская – М.: Москов. психолого-социальный ин-т, 2005. – С. 89–99.

  4. Негневицкая, Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Просвещение, 1981. – 307 с.