logo search
Гапоненко В

1.4. Условия и способы развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Сегодня можно с уверенностью сказать, что каждый нормальный ребенок появляется на свет с врожденными способностями. Но творческими людьми становятся дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. Талантливый человек по Никитину тот, кто сумел реализовать полученные от рождения задатки. Талант – норма, считает он, бесталанность – результат неправильного воспитания. На старте – при рождении – все имеют одинаковые шансы тать вундеркиндами. А не утеряют ли дети этого шанса, зависит от педагогов, их мудрости, способности создать нужные условия [32, с.5].

Маленькие дети все фантазеры. Творчество для них – привычная стихия. Если дети свободны, раскованы, не боятся быть непонятыми, если педагог и сам не прочь пофантазировать, поиграть, то на занятиях будет царить творчество. В противном случае полет фантазии, такой необходимой в творчестве, прерывается.

Л.С. Выготским доказано, что образы воображения возникают на основе имеющегося у ребенка опыта и представлений. Поэтому взрослым следует позаботиться о расширении, уточнении опыта ребенка, обогащении его предметной среды.

По мнению психологов, для развития воображения важно не только богатство, разнообразие предметной среды, но и создание условий вообще, предоставление детям пространства, в котором они могли бы фантазировать, творить, реализовывать свои замыслы. И специальные исследования, и передовой опыт свидетельствуют о необходимости создания такой предметной среды, которая служила бы «пусковым механизмом» развития воображения. Важно позаботится о развитии разных видов игр, художественной деятельности (рисовании, лепки, конструировании, музыкальной и др.), которые так благодатны для воображения старшего дошкольника [19, с.210].

«Поскольку воображение проявляется, прежде всего, при решении задач, содержащих некоторую неопределенность (т.е. не имеющих единственного решения), следует стимулировать ориентировочную самостоятельную деятельность детей с новыми предметами, создавать благоприятные условия для их опыта в процессе экспериментирования», - считает Н.Н. Поддьяков [19, с.211].

Не следует упускать из виду роль самого педагога, его креативности, характера взаимодействия с детьми в процессе развития воображения. Выявлено, что творческое воображение чаще обнаруживается в деятельности детей, воспитывающихся у творческих педагогов с демократическим стилем общения. Нежелателен полный жесткий контроль педагога за ходом совместной игры, когда взрослый – генератор идей, а детям отведена лишь роль пассивных исполнителей, что, к сожалению, порой наблюдается. Трудно назвать такую деятельность игрой – она превращается в некое подобие учебного занятия.

На развитие воображения дошкольников оказывает влияние индивидуальный стиль деятельности педагога. По мнению

Я.Л. Коломинского и Е.А. Панько, явные преимущества здесь у воспитателей с «игровой позицией», «направленных на игру и художественную деятельность». Педагогика творчества, считают ученые, сама должна быть творческой, т.е. педагог, который руководит этим процессом и направляет его, должен быть творческой личностью [19, с.213].

Отсюда вытекает положение: процесс воспитания творчества у детей предполагает, прежде всего, воспитание взрослых, способных руководить творчески. Во-вторых, обучение творчеству возможно только в совместной деятельности взрослого и ребенка, где каждый из участников полноправный член. Функции взрослого при этом: 1) демократизировать разнообразные способы деятельности; 2) организовать жизнь и деятельность ребенка таким образом, чтобы условия и обстоятельства требовали от него творческих решений [19, с.213].

Развитие воображения важно проводить с обязательным учетом комплекса его компонентов, а именно: а) предметной среды; б) прошлого опыта; в) внутренней позиции; совокупность которых определяет уровень развития воображения на том или ином возрастном этапе.

В процессе обучения воображение выполняет двоякую функцию. Оно является, во-первых, существенной предпосылкой усвоения знаний, требующих умения представить себе конкретную ситуацию, которую ребенок не может воспринять непосредственно. И, во-вторых, воображение является существенной предпосылкой эстетического воспитания [16, с.52].

Итак, можно выделить следующие условия для оптимального развития воображения детей дошкольного возраста:

1) условия физические, т.е. наличие материала для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

2) условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

3) условия психологические, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности, свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Таким образом, мы определили необходимые условия для оптимального развития воображения детей дошкольного возраста, а также выяснили то, что Развитие воображения важно проводить с обязательным учетом комплекса его компонентов, а именно: а) предметной среды; б) прошлого опыта; в) внутренней позиции.

Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. По мнению А.В. Петровского, «аффективное воображение без достаточного, обычно стихийного возникающего изживания травм может приводить патологическим, застойным переживаниям или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика. Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком, однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе школьного обучения» [48, с.16].

Для целенаправленного формирования воображения дошкольников немалое значение имеет обучение в целом – методы, нормативные знания, система эталонов, с которыми педагог знакомит воспитанников. Вместе с тем важно не допустить, чтобы предлагаемые детям образы, эталоны препятствовали проявлению их собственного воображения.

Исследуя проблему формирования воображения у старших дошкольников, Е. Е. Кравцова приходит к выводу о целесообразности обучения их с опорой на смыслообразование. Такое обучение имеет ряд преимуществ – оно способствует формированию у детей гибких и динамических представлений, повышает их результативность в усвоении знаний и умений, и таким образом способствует развитию воображения и творчества [21, с.96].

Разнообразны частные приемы развития воображения. Еще Леонардо да Винчи советовал, например, для этой цели разглядывать облака, трещины стен, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира. Следование этим советам дает добрые плоды. Вспомним «Школу под открытым небом» В. А. Сухомлинского: «Несколько раз мы приходили на свой курган и «путешествовали по облакам»… В их причудливых, быстро меняющихся очертаниях ребята видели зверей, сказочных великанов: детская фантазия быстрокрылой птицей устремлялась в заоблачные дали, за синие моря и леса, в далекие неизвестные страны» [19, с.215].

Среди других приемов, стимулирующих детское воображение, можно назвать составление детских сказок на тему, предложенную воспитателем, на самостоятельно выбранную тему, рассказов на основе литературного образа (в нескольких вариантах: например, заменить сюжет, сохраняя героев; заменить героев, сохраняя сюжет), рассказов по сюжетной картине и др. [52, с.75].

Ценные рекомендации по развитию воображения ребенка дает известный итальянский писатель Дж. Родари в своей книге «Грамматика фантазии». Одна из них – «бином фантазии». Положительный эффект в развитии словесного творчества дает использование в качестве опорных слов таких, которые бы разделяла известная дистанция, чтобы сходство их было сколько-нибудь необычным (лес – шкаф, Красная шапочка – вертолет и т.п.). В таком случае «воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы существовать» [39, с.25].

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть способностью создания образов на основе словесного описания или неполного графического изображения. Эта способность очень важна для предстоящей учебной деятельности. Необходимость создания образов на основе словесного описания и графического изображения возникает при чтении книг (образное представление описываемых ситуаций, персонажей), при осознании значения новых слов (образное представление предметов и явлений, которые эти слова обозначают), при распознавании объектов, когда ограничено поле их восприятия и в некоторых других ситуациях [48, с.18].

Необходимо научить дошкольника умению оперировать в уме образами простых многомерных объектов, т.е. развивать пространственное воображение. Очень важно, чтобы у ребенка развилась способность «видеть» образ предмета с учетом его пространственного расположения. Для тренировки этой способности можно предложить игры двух типов: а) на представление взаимного расположения нескольких предметов в пространстве; б) на мысленное преобразование предмета в пространстве.

Ребенок дошкольного возраста должен научиться подчинять воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовывать план этого замысла. Только последовательная реализация замысла может привести к выполнению задуманного. Неумение управлять своими идеями, подчинять их своей цели приводит к тому, что самые интересные замыслы и намерения ребенка не достигают своего воплощения. В дошкольном возрасте у ребенка уже есть необходимые предпосылки для того, чтобы научиться действовать по заранее продуманному плану. Поэтому очень важно развить эту способность, научить ребенка не просто бесцельно и отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать хоть небольшие и несложные, но законченные произведения (рисунки, истории, конструкции и т.п.). Обучение этому умению должно быть поэтапным: 1) этап демонстрации плана: педагог показывает, как составлять план (схему) готового произведения (конструкции); 2) этап самостоятельного «чтения» плана: ребенок учится «читать» составленный взрослым план (схему) и создавать на его основе свое произведение; 3) этап самостоятельного составления плана: ребенок сам составляет план (схему) собственного произведения [48, с.119].

Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е. Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?». А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры [21, с.74].

Таким образом, мы выявили способы развития воображения у детей дошкольного возраста, выяснили, что для целенаправленного формирования воображения дошкольников немалое значение имеет обучение в целом и его связь с возрастными особенностями детей.