Начальное профессиональное образование
Профессиональное образование, обеспечивающее подготовку молодежи с нарушениями слуха в качестве рабочих высокой квалификации, организовано в системе профессиональных учебных заведений — профессионально-технических училищ (ПТУ) и учебно-производственных предприятий (УПП) ВОГ. Оно предусматривает овладение технической грамотностью, позволяющей пользоваться технологической документацией, и формирование практической готовности к выполнению трудовых процессов со скоростью, принятой на современном производстве. Во время практической подготовки молодежь со слуховыми дефектами приобретает профессиональные умения и навыки, обобщенные политехнические знания и способы деятельности — умение самостоятельно планировать свои действия, знание основных принципов работы и устройства станков, измерительных инструментов, навыки их использования.
Однако недостаточное развитие речи и словесно-логического мышления во многом осложняет освоение современных профессий. В исследованиях В.А.Влодавец (1975), В.Н.Чулкова (1975), М.А.Шестаковой (1982), А.П.Гозовой (1991) выделены особен-
ности профессионально-трудового обучения учащихся, имеющих нарушения слуха, обусловленные замедленностью формирования двигательных навыков, затруднениями в пользовании технической документацией, в выполнении графических заданий, в понимании письменных инструкций. Основные причины возникающих проблем — недостаточное речевое развитие и ограниченная практика работы с книгой. Сказывается и влияние уровня общего развития.
Организация начального профессионального образования учащихся с нарушенным слухом предусматривает теоретическое и практическое обучение, проведение производственной практики. Руководят ими квалифицированные мастера. Содержание профессионального обучения предполагает изучение профильных и общеобразовательных дисциплин в объеме, необходимом для успешного овладения профессией.
Достижение учащимися с нарушенным слухом технической грамотности — важное условие успешной работы на современном производстве. Исследования сурдопедагогов показывают, что поступающие в ПТУ и УПП учащиеся имеют достаточно низкий ее уровень. В ходе начального профессионального образования происходит развитие разных сторон технической грамотности. На занятиях теоретического и практического обучения отводится специальное время на выполнение упражнений, развивающих графические знания и навыки учащихся. Работа с технической документацией (чертежами и технологическими картами) предполагает несколько этапов: ознакомление, уточнение и закрепление сведений о ней, изучение принципов построения технического документа, чтение сопровождающих материалов различного вида, разбор технологической документации по выполняемому изделию; : проведение тренировочных заданий, подготавливающих к предстоящей работе.
Формирование графической грамотности во многом зависит |от умения работать с чертежами. Для учащихся с нарушенным ! слухом характерны затруднения в осмыслении проекционных чертежей из-за ряда причин: недостаточной гибкости пространствен-; ных образов, инертности мышления, трудностей при создании \ образов предметов, имеющих криволинейные поверхности или наклонные плоские грани.
Для развития пространственного мышления учащихся с нару-: шенным слухом и понимания ими проекционной основы черте-: жей используются приемы и упражнения, обеспечивающие уточ-| нение наглядно-чувственной ориентировки и переход от факта -I ческого оперирования предметом и его изображением к мыслен-5 ному оперированию. Наряду с этим проводится работа, содей-I ствующая овладению специальной лексикой, что также облегчает понимание проекционных чертежей.
случаев используются пооперационная отработка действий и конвейерная форма труда. В таких условиях возникает взаимозависимость индивидуальных усилий в достижении общего результата работы.
Для развития «чувства времени» используется также внешняя световая сигнализация как средство, указывающее и регулирующее завершенность временных интервалов, отведенных на определенные трудовые действия.
3. Особенности работы с учебниками и технической литературой.
Для развития познавательных возможностей и самостоятельного пополнения знаний в ходе профессионального обучения лиц со слуховыми дефектами необходимо научить их пользоваться книгами и справочниками по специальности, техническими словарями. Содержащийся в технической литературе большой объем незнакомых слов и словосочетаний, профессиональной терминологии, своеобразное грамматическое оформление и книжно-деловой стиль изложения материала по специальности и технической документации создают значительные трудности для учащихся со слуховыми дефектами. По отдельным профессиям для них созданы специальные учебные пособия (К. П. Каплинская — картинный словарь для глухих по слесарному делу; Е. Ф. Федоткина — учебные пособия по материаловедению и специальной технологий швейного дела; М.А. Шестакова — чертежи и инструкционные карты по столярному делу для учебных групп; Е.М.Вейс, И. К. Данилин и И.В.Цукерман — учебник по технологии металлов и др.).
В практике профессионального обучения мастера и преподаватели преимущественно пользуются учебниками и учебными пособиями, изданными для профессионально-технических училищ. Для обеспечения учащимся с нарушенным слухом возможности понимания текстов по специальности ведется обучение навыкам использования подобных учебников и материалов с технической документацией. В работе над осмыслением содержания такого текста следует ориентироваться на ключевые слова и термины, характерные для языка технической литературы. Выделение в тексте ключевых слов акцентирует внимание читающего на основном содержании статьи и постепенно приводит к правильному пониманию всего ее смысла. Развитию осознанного чтения статей из книг по специальности способствует систематическая словарная работа, проводимая с опорой на вариативные приемы: показ конкретного предмета или действия, обозначаемого словом или словосочетанием (например, верстак, оконный блок, отпилить брусок); демонстрация его модели, макета или графического изображения; показ с разъяснениями чертежей, таблиц, схем; объяснение значения слова на основе анализа его состава; контекстное
При анализе проблем профессионального образования неслы-шащей молодежи выделяется ряд вопросов, особенно значимых для успешной реализации их трудовых устремлений.
1. Формирование профессиональных умений и навыков, обобщен-ных политехнических знаний и способов действий.
Это одна из важнейших задач начального профессионального обучения учащихся с нарушенным слухом. В ходе обучения они овладевают трудовыми умениями и навыками, соответствующими профилю трудовой подготовки. Успех обучения зависит от целевой направленности трудовых действий и отражается также на усвоении как основных, так и вспомогательных операций.
Не менее значимым является формирование обобщенных политехнических знаний и способов действий. К ним относятся сведения о распространенных средствах труда (станках, инструментах, приспособлениях), о технических и иных объектах; о ведущих технологиях; о способах получения, преобразования и использования материалов, энергии, технической информации; о принципах организации труда. В результате последовательного, поэтапного обучения они овладевают умением планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, а также навыками работы на станках, действиями с измерительными инструментами, способностью самостоятельно контролировать выполняемую работу.
Политехнический подход к начальному профессиональному образованию позволяет лицам с нарушенным слухом ориентироваться в современном производстве и его отраслях, в основных профилях труда.
2. Достижение скорости выполнения трудовых процессов в со-ответствии с нормами, принятыми на современном производстве.
Овладение профессиональными умениями и навыками людьми, имеющими дефекты слуха, связано с формированием четких временных представлений о продолжительности трудовых операций, что позволяет им сознательно регулировать темп деятельности. В начале обучения темп выполнения ими трудовых операций замедлен, что связано со своеобразием двигательных умений и навыков. Для учащихся с нарушенным слухом характерны нерациональное распределение собственных усилий и недостаточная согласованность движений обеих рук. Эта особенность в большей степени проявляется у глухих учащихся.
Соблюдение определенного по скорости и равномерного темпа в работе играет важную роль при выполнении наиболее сложных трудовых заданий. В ходе производственного обучения мастера показывают учащимся приемы контроля за временем выполнения тех или иных операций, учат их точно определять промежуток, необходимый на изготовление отдельной детали с учетом того, сколько подобных деталей надо обработать за день. В ряде
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524