logo search
Методич

3.7. Многоплановый этюд с введением архитектуры, изображений людей и животных

В работе над кратковременными этюдами на состояния следует также использовать пейзажные мотивы с архитектурой, вводить изображения людей и животных. Самые удачные и выразительные этюды следует рекомендовать студентам для написания длительной, композиционно-завершенной работы.

Рисунок архитектурных памятников и зданий требует от практиканта знания и чувство перспективы, пропорции, композиции, характера, объема, ракурса, пространственности, чувства ритма, симметрии, 32симметрии, а также разнообразного графического исполнения.

Очень важно при рисовании зданий и особенно перспективы улицы (зданий) учитывать линии, уходящие в точку схода, остро выбирать композицию, чувствовать глубину осязаемого пространства и предметов не как фотоаппарат, а, скорее, как кинокамера – над собой и от себя в перспективу – чувствовать и пространство, и ракурс зданий. И это чувство перенести и передать в композиции на лист. В данном случае, скорее представить это так, как будто художник находится в среде и это чувство он должен передать зрителям.

Рисуя, практикант должен учитывать, что в процессе работы над зарисовкой зданий. Улицы и других объектов более тщательно и подробно можно разрабатывать первые планы и более лаконичными и обобщенными оставлять дальние, что будет способствовать передаче пространства. Но есть и такие композиции, в которых не изображается глубокая перспектива, тогда автор может дать богатую графическую разработку деталей с учетом сочетания их с более обобщенными плоскостями, т.е. рядом с перегруженным местом дать незаполненные плоскости. В этом случае усиливается графическая разработка объекта. Особое внимание при этом следует уделить тем местам, которые говорят о характере и конструкции зданий.

В ходе работы руководитель должен добиваться, чтобы введенная студентом в композицию архитектура органично жила в пейзаже, обогащая ритмический и цветовой строй полотна.

Нередко бывает так, что вместо архитектурного пейзажного мотива студент пишет подробный этюд памятника архитектуры. Такую же сложность нередко для студентов представляет и введение в пейзаж изображений человека и животных, которые приобретают зачастую характер стаффажа, т.е. становятся второстепенным элементом композиции. Необходимо учить молодых живописцев добиваться органической взаимосвязи всех элементов пейзажа, развивать умение выявлять значительность каждого компонента. Следует стремиться также, чтобы в каждом этюде был заложен материал для дальнейшей работы. Например, если задуман многоплановый пейзажный этюд с введением архитектуры и изображением людей. Изображена окраина деревни с лугом и лесом на заднем плане. Взят момент, когда к вечеру в деревню возвращается стадо. Этот мотив может быть в дальнейшем использован в картине. Этюд должен быть написан за 6-8 часов, причем сеансы надо проводить в одно и то же время, чтобы улавливалось сходное состояние природы, одинаковые эффекты вечернего освещения.

При работе над многоплановым этюдом уместно обратиться к творчеству выдающихся русских художников-пейзажистов. Руководитель практики должен иметь с собой подборку репродукций с соответствующих картин этих мастеров, чтобы показывать их по ходу работы студентам, наглядно поясняя свои мысли. Так, например, можно показать студентам, как убедительно и естественно связана с окружающей средой архитектура в картинах-пейзажах А. Саврасова и И. Левитана, А. Дейнеки и Г. Нисского. Обратить внимание молодых художников, как обогащает пейзаж тонкими нюансами настроений, неуловимых состояний природы появление в нем изображения человека, лошадей, коров и птиц у С. Герасимова, А. Пластова и др.

Полезно также иметь с собой не только литературу о художниках, но и искусствоведческую и краеведческую, посвященную тем местам, в которых проходит летняя практика. Знакомство с достопримечательностями и историей края помогает студентам более целеустремленно, осмысленно и воодушевленно работать.