2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
Цель: проследить развитие духовного и светского направлений в практике средневекового образования, педагогических идей западноевропейского гуманизма эпохи Возрождения, становление педагогических традиций в Древней Руси и Русском государстве.
Задания:
1. Педагогические идеи гуманизма
2. Представить основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
Основные теоретические положения.
I.Педагогические традиции Древней Руси и Русского государства формировались в контексте историко-культурного развития восточнославянских народов. В разные периоды истории приоритетность таких факторов воспитания, как семья, церковь, школа, государство определялась по-разному.
Для дохристианского периода было характерно:
- главенствующая роль семьи, окружающего ребёнка мира народной культуры;
- половозрастная, социальная и общественно-трудовая дифференциация;
- включение детей с раннего возраста в различные виды деятельности как ступень подготовки к жизни;
- нравственно-религиозное воспитание в соответствии с языческим мировоззрением.
Основными средствами народного воспитания были фольклор, бытовые обряды, праздники.
В период существования государства Киевская Русь и русских феодальных княжеств (IX-XIIIвв.) определяющими в воспитании и образовании являлись христианская вера, славянская письменность, политика правящей княжеской династии. По сравнению со средневековой Западной Европой следует отметить такие особенности, как:
- наличие ветхозаветного идеала воспитания, согласно которому почитались строгость, уважение отца, матери, беспрекословное послушание взрослым;
- постижение нравственных и религиозных истин в образно-поэтической форме через наставления, поучения на славянском языке;
- сохранение традиций семейного народного воспитания при тенденции государственного контроля, о чём свидетельствуют статьи «Русской правды» (1016).
На начальном этапе становления Руси (кон. X-XIвв.) отмечается концентрация просвещения в её стольном Киеве, а также в Новгороде. В домонгольский удельный период (XIIв.) наблюдаются децентрализация очагов просвещения и одновременное развитие сети школ и образования в княжеских столицах: Чернигове, Смоленске, Галиче, Владимире-Волынском, Муроме, Полоцке, Турове, Переяславле, Рязани, Владимире-Клязьменском и др. По мере дезинтеграции Владимирской Руси (XIIIв.) сеть школ охватывает и другие её города (Суздаль, Ростов, Ярославль, Тверь, Белоозеро, Переяславль-Залесский, Углич, наконец, Москва), хотя в монголо-ордынский период отечественному просвещению и был нанесён жестокий удар.
В период усиления Москвы и образования русского централизованного государства (XIV-XVIвв.) постепенно восстанавливаются и развиваются образовательно-воспитательные тенденции предыдущих эпох. Одновременно (нач.XVIв.) отмечается ориентация на западные образцы обучения, внимание к светской европейской культуре, к повышенному уровню образования.
Педагогическая мысль Русского государства представлена трудами епископа Луки Жидяты (XIв.), митрополита Илариона (XIв.), кн. Владимира Мономаха (1053-1125), Кирилла Туровского (1130-1182), Кирика Новгородца (1136-неизв.), Сергия Радонежского (1321-1386), Стефана Пермского (1340-1396), Епифания Премудрого (1380-1420), архиепископа Геннадия (1430-1505), Нила Сорского (1433-1508), Максима Грека (1470-1556).
Следует подчеркнуть, что русская педагогическая мысль развивалась, прежде всего, в среде монашества. Она обобщала опыт монастырского воспитания и обучения, опираясь преимущественно на осмысление воспитательной практики Византии, и представляла философские сочинения античных и средневековых авторов, которые переводились на русский язык.
В целом, просветители содействовали утверждению добродетелей в воспитании и обучении через познание бога, веры, положительное отношение к грамоте, соблюдение нравственно-этических норм поведения на основе гуманизма.
Литература:
1. История педагогики и образования. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2013. – Гл. 4-7.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2010. – Раздел I. Гл. 3-4.
3. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. Учеб, пособие. – М.: Гардарики, 2007. – Часть I. РазделI. Гл. 2; ЧастьII. РазделI.
4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. Учебник для студ. высших учеб. заведений. – М.: Владос-Пресс, 2008. – Раздел II. Гл. 1-5.
5. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 2006. – Раздел 2.
6. Дидактические материалы к разделу 3 (CD).
Методические указания.
.
1.Заполните таблицу:
Таблица 4.
“Педагогические идеи гуманизма”.
-
представитель гуманистической мысли, годы жизни, основные труды
педагогические идеи
(цитаты и выдержки из первоисточников)
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация