logo search
Андреева Л

Особенности организации образовательной среды

Изменения в характере и содержании современного производ­ства предъявляют высокие требования к общеобразовательной подготовке рабочих со слуховым дефектом, в которую должно входить умение не только воспроизводить знания, но и логически мыслить, оперируя ими в различных производственных условиях. Исследования сурдопедагогов (А.П.Розова, 1986; Г.Л.Зайцева, 1988; И. В. Цукерман, 1998) свидетельствуют о значительных по­тенциальных возможностях учащихся, выбравших для себя такой вариант получения общего среднего образования. Однако каче­ство их подготовки зависит от создания адекватных усло-

вий обучения. К ним следует отнести: освещенность помещения, наличие и качество электроакустической аппаратуры, проведе­ние занятий (дневных, вечерних) в удобное для работающей мо­лодежи время. Но от учащихся требуются регулярность посещения учебных занятий и действенная подготовка к ним.

Педагоги вечерних и открытых (сменных) образовательных учреждений уточняют содержание базовой и вариативной обще­образовательной подготовки при обязательном сохранении инва­рианта среднего образования, заложенного в Государственном стандарте. Требования этого нормативного документа находят от­ражение в учебных планах и программах разных учебных дисцип­лин. В ходе обучения глухим и слабослышащим учащимся оказы­вается коррекционно-педагогическая помощь. Она предусматри­вает развитие речевого слуха как основы приобретения знаний и использования слухового восприятия и устной речи в жизненных ситуациях и в производственной деятельности; об­учение произносительной стороне речи для обес­печения коррекции и автоматизации речевых навыков. В содержа­нии обучения произносительной стороне речи представлена ра­бота над разными компонентами устной речи — голосом, произ­ношением звуков, ритмико-интонационной структурой, темпом. При планировании коррекционной помощи исходят из программ­ных требований, данных о состоянии устной речи каждого, а так­же из того, что для развития устной речи глухих учащихся необ­ходимы большие временные затраты, чем для слабослышащих. Занятия проводятся с электроакустической аппаратурой, а отдель­ные виды работ — без нее. Обучение произносительной стороне речи и ее устному восприятию строится на основе полисенсорно­го аналитико-синтетического метода.

Представим основные положения, раскрывающие особенно­сти организации образовательной среды для учащихся вечерних \ (сменных) или открытых (сменных) образовательных учрежде-

I НИИ.

Направленность обучения на взаимосвязь общего образования и политехнической подготовки в целях обеспечения усвоения учеб-|ного материала в более короткие сроки и в большем объеме пре­дусматривает повышение научно-практического уровня учебных дисциплин, обогащение их политехническим содержанием. В дей-I ствующие учебные планы и программы включаются технико-тех-|,Нологические сведения, составляющие базу функционирования I производства. Например, на уроках физики учащиеся знакомят­ся с основными направлениями научно-технического прогрес-I са, узнают, какие физические закономерности лежат в основе I тех или иных физических устройств, в каких профессиях особен-Вно необходимо знание изучаемых явлений и законов. Научно-: теоретические знания разъясняются и уточняются в практиче-

ских ситуациях, связанных с решением конкретных производ­ственных задач, и становятся основой формирования политех­нических умений — трудовых и производственных. Подобные уме­ния отличаются универсальностью и гибкостью применения. Ин­теллектуальный компонент, преобладающий в политехнических умениях, дает возможность их широкого обобщения и переноса из одной области деятельности в другую. Так, в трудовой дея­тельности учащихся значительное место занимают функции под­готовительно-проверочного характера, чтение и составление тех­нической документации, измерение и контроль, регулирование, техническое обслуживание сложных механизмов, т. е. функции, в которых преобладают элементы умственного труда. Для их ус­пешного выполнения необходимы разносторонние политехни­ческие, общеобразовательные знания и политехнические уме­ния и навыки.

Перестраиваются методики изучения ряда общеобразователь­ных дисциплин (математики, физики, химии и др.), чтобы со­здать условия, обеспечивающие осознанное и целенаправленное усвоение учебного материала через его практическое изучение. При этом широко используются задания, имеющие производственную направленность.

Например, на уроках математики при изучении разделов геометрии (пло­щадь, объем, боковые и полные поверхности фигур) применяется решение практических задач, обеспечивающих овладение способами деятельности, необходимыми токарям, слесарям и другим специалистам, а также реше­ние «бытовых» задач (как оклеить обоями помещение, сколько необходимо для этого кусков обоев разной длины и ширины) и др.

По отдельным дисциплинам увеличивается объем часов на ла­бораторные работы и практикумы. При их проведении особое вни­мание уделяется решению практических задач, выполнению уп­ражнений, предусматривающих усвоение конкретных умений и навыков. Так, на практикуме по физике отрабатываются измери­тельные навыки: настройка измерительных приборов; работа с ними; выполнение вычислительных операций.

Связь обучения с профессиональной и производственной деятель­ностью осуществляется через взаимодействие с руководством и коллективами учебно-производственных комбинатов, на базе ко­торых ведется профессиональная подготовка неработающей мо­лодежи с нарушенным слухом. Например, в отдельных сменных образовательных учреждениях по согласованию с учебно-произ­водственными комбинатами готовят к профессии штукатура-ма­ляра-плиточника. По окончании таких учебных заведений адми-^ нистрация помогает выпускникам в трудоустройстве по данной рабочей специальности. Педагоги таких школ уделяют большое внимание связям с производством, где работают выпускники, что

позволяет информировать работодателей об их успехах в учебе. При изменении квалификационных разрядов молодых рабочих, в про­движении по работе учитываются предшествующие достижения в общеобразовательной подготовке.

В условиях образовательной среды постоянно ведется система­тическая работа по развитию устной и письменной речи учащихся. Она пронизывает уроки по всем учебным дисциплинам. Кроме того, организуются групповые и индивидуальные занятия по раз­витию слухового восприятия и коррекции произношения. При этом на выбор средств общения и обучения влияют особенности рече­вого развития учащихся. На общеобразовательных уроках ведущим является слухозрительное восприятие речи.

Большое место отводится развитию письменной речи, которая широко используется в процессе усвоения знаний при приобре­тении навыков грамотной словесной речи. Овладение письменной речью предполагает, с одной стороны, понимание словесной речи, выраженной в письменной форме, с другой — умение пользо­ваться ею для передачи собственных мыслей. Это требует знания и соблюдения определенных языковых норм, связности, последо­вательности, полноты изложения. В результате целенаправленной работы учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, что прежде всего относится к письменной и устной речи, кроме того, они осваивают специфические речевые символики—дактиль-ную и жестовую.

Использование жестовой речи в обучении глухих учащихся слу­жит одним из методов и средств педагогического взаимодействия.

Специфические речевые системы применяются в зависимости 1от конкретных условий коммуникации, особенностей функцио­нального назначения и языковой структуры каждой из них. Люди с нарушенным слухом, как правило, используют обе разновид­ности жестовой речи — разговорную и калькирующую, однако уровень владения ими может быть различным.

В ходе обучения в зависимости от задач и содержания учебного [Материала, от используемых методов (словесных, наглядных, прак­тических) педагог определяет возможности применения жесто­вой речи и целевое назначение обращения к этой языковой фор­уме (источник информации, способ ее закрепления, обобщения и ?контроля), а также варианты сочетания калькирующей и разго­ворной речи. При проведении занятий (коллективных лекций, бе-|сед) в помещении, где расстояние между педагогом и глухими Учащимися затрудняет чтение с губ, слухозрительное или дак-[тильное восприятие, используется калькирующая или разговор-( Ная жестовая речь. Во время индивидуальных бесед по поводу со­бытий в школе, в семье для достижения взаимопонимания и до­верительности разговора может быть применена разговорная жес­товая речь.