Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Среди обязательных условий для возникновения и развития интеграционных процессов важнейшим представляется условие демократического общественного устройства с гарантированным соблюдением прав личности, личностно-ориентированной концепцией общественного развития (именно в этих странах появляются ростки интеграции - 60-е годы в Скандинавии, 70-е годы в США и в других странах Западной Европы).
Второе условие - материальная обеспеченность. Например, свобода передвижения для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: должны иметь средства передвижения, все сооружения приспособлены для его беспрепятственного передвижения и т.д.
Готовность общества в целом к интеграционным процессам, к осуществлению и взаимодействию с людьми с ограниченными возможностями. Обеспечение этого условия наиболее сложно и длительным, т.к. оно напрямую связано с социально-психологическими особенностями человека, его мировоззрением, предшествующим воспитанием, отношением к той или иной конфессии. Если интеграция вводится "сверху", то только законопослушность населения позволяет реализовать интеграцию. "Внутреннее" принятие интеграции населением, каждым человеком - это длительный процесс воспитания общества в целом, это выращивание, начиная с самого раннего возраста, нового поколения или нескольких поколений, для которых интеграция в обществе с лицами, имеющими ограниченные возможности, станет частью мировоззрения. Люди с ограниченными возможностями должны быть интегрированы в общество на их собственных условиях, а не приспособлены к правилам мира здоровых людей.
Ненасильственный характер протекания интеграционных процессов (возможность выбора из гарантированного перечня образовательных и коррекционных услуг, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями. Учащиеся и родители сами выбирают ту или иную образовательную возможность, основываясь на рекомендациях специалистов, возможность перехода из специального образовательного учреждения в общеобразовательное и обратно.
В связи со всем выше сказанным, проблемы исследования интегрированного обучения, выделенные Институтом КП РАО, выглядят следующим образом.
Изучение зарубежного опыта (Российско-Фламандский проект "Интеграция").
Разработка критериев для отбора детей в интегрированное обучение с учетом их возраста, характера первичного дефекта и особенностей проявления вторичного дефекта, возможностей родителей и педагогов в оказании эффективной коррекционной помощи.
Разработка содержания и методов оказания помощи поддержки детям, интегрированным в массовые учреждения.
Создание экспериментальных площадок для реализации интегрированного подхода к обучению дошкольников и школьников с проблемами в развитии, где коррекционная помощь оказывается дефектологом.
Разработка технологий подготовки кадров для оказания помощи.
Кроме того, в массовой школе существует множество проблем, которые требуют решения. Вряд ли на переходном этапе реформирования системы народного образования школа сумеет адекватно решать вопросы интегрированного обучения детей с УО и нормальным интеллектуальным развитием. Об этом же свидетельствуют сомнения в компетентности современного учителя в области коррекционной педагогики и психологии (фрагментарность курса "Основы дефектологии"). Да и общество не готово понять и признать потенциальные возможности развития умственно отсталых под воздействием коррекционного обучения и воспитания.
Успешной интеграции может способствовать создание служб семейной терапии, служб "транзит" (интеграция выпускников специальных школ), служб социальной защиты.
ИКП планирует доказать, что не исключение и вытеснение специальных учреждений, а взаимодействие и взаимопроникновение структур массового и специального образования лежит в основе прогрессивного развития всей системы государственной помощи детям с особыми нуждами и собственно интегрированного подхода.
Систему специального образования нужно развивать, последовательно реформировать, но не за счет быстрых декларированных изменений и введения новых форм организации (иногда не подкрепленных экспериментальными данными), а за счет внедрения в практику новых подходов к обучению.
Задание
Охарактеризовать этапы организации дифференцированного обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Перечислить этапы развития интегрированного обучения детей с проблемами в развитии.
Провести сравнительный анализ организации интегрированного обучения в России и за рубежом.
Сформулировать актуальные проблемы интеграции детей с нарушением интеллекта.
Литература
Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. М. 2005.
Дульнев Г.М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1970. - №1.
Еременко И.Г. О дифференцированном обучении учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. – 1983. - №2.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1999. – ч. 2.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М. 2005.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М. 1990.
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. М. 2003.
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет и предметная область обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Тема 3. Категория коррекции в олигофренопедагогике
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4: Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Тема 6. Системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 11. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью как многокомпонентная система.
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 12. Содержание образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Тема 13. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Тема 14. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Библиография: