3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
1. Цель и задачи воспитательного процесса.
2. Возрастные особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью (уровень развития психической сферы и нравственных качеств и т.д.)
3. Уровень сформированности коллектива школьников.
4. Индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка.
5. Уровень педагогической квалификации воспитателя.
6. Ожидаемый результат воспитания.
Общим принципом выбора методов воспитания является гуманный подход к ребенку.
Задание
1. В предлагаемых ситуациях определить, какими методами воспитания пользовался педагог, их корректность и целесообразность.
СитуацияN1
В класс пришла врач и велела после уроков повести всех детей в кабинет для прививки. Дети испугались.
-Вот хороший случай проверить, кто из наших мальчиков бесстрашный, а кто - трусишка,- сказал детям учитель.
-Давайте выберем комиссию в составе трех девочек. Пусть они находятся в кабинете врача, когда мальчикам будут делать прививку.
В кабинет врача пришли Марина, Элла и Ия. Все мальчики оказались мужественными, бесстрашными.
СитуацияN2
В пятом классе пришел новый учитель русского языка. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо. Дети посмеиваются над ней.
Нина имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку и похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.
Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины, узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом учебном году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив ребята ее не принимали.
Учитель не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по русскому языку и чтению. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее приняли к себе. Дети уже вместе играли, помогали ей в учебе.
Ситуация N3
Ученик пятого класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: "Спасибо, Саша". После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.
2. Предложить собственное решение педагогических ситуаций:
Как реагировать учителю, если он обнаружил шпаргалку у ученика во время урока?
Всегда ли учитель должен ставить неудовлетворительные оценки в отдельных случаях невыполнения домашнего задания?
Как реагировать учителю на проступок, если неизвестно, кто его совершил?
Как реагировать учителю, если учащиеся дали ему прозвище и нарисовали карикатуру?
Можно ли наказывать учащихся трудом?
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.
Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов-на-Дону, 2000.
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М. 1971.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. 2000.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998.
Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет и предметная область обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Тема 3. Категория коррекции в олигофренопедагогике
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4: Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Тема 6. Системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 11. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью как многокомпонентная система.
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 12. Содержание образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Тема 13. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Тема 14. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Библиография: