logo search
RP_Filosofia_i_istoria_obrazovania_2014-2015

III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.

Общее представление о В.А. Сухомлинском и его вкладе в разработку теории воспитания возможно получить из учебного пособия Д.И. Латышиной (с. 547-560).

Конкретизировать взгляды Сухомлинского на проблему гражданского и патриотического воспитания поможет обращение к выдержкам из работ «Рождение гражданина», «Как воспитать настоящего человека» (см. Дидактические материалы, CD).

 Используя предложенный цитатный материал, заполните таблицу:

Таблица 13.

“Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогике В.А. Сухомлинского”.

элементы педагогической системы

сущность, идеи

цитаты из первоисточников

Цели, задачи гражданско-патриоти­ческого воспитания.

Цель: формирование идейной сердцеви­ны личности – гражданских взглядов, убеждений, чувств – моральной культуры.

Задачи: раскрыть и помочь усвоить нормы нрав­ственности; научить совершать обще­ственные поступки; утвердить привычку к труду; пробу­дить доброту, чуткость ко всему живому.

Содержание воспитания.

Идейно-нравственные убеждения и чувст­ва формируются в труде, в борьбе, в дея­тельности на благо общества.

Методы и средства гражданско-патри­отического воспитания.

Рассказы о подвигах советского народа; воспитательные беседы с использованием наиболее ярких проявлений духовной кра­соты; труд; школьные организации «для борьбы со злом».

Подумайте, какие из идей Сухомлинского о гражданском и патриотическом воспитании сохраняют свою актуальность.

Вопросы для самоконтроля.

♦ В чём сущность патриотического воспитания?

♦ В чём своеобразие патриотического воспитания? В каких условиях можно постичь высшую меру патриотического воспитания и раскрыть истинную сущность патриота?

♦ К какому методу воспитания лучше не прибегать, и какой стратегии надо придерживаться в патриотическом воспитании?

♦ Каким должно быть школьное обучение в рамках патриотического воспитания?

♦ Что такое патриотическое сознание? Что помогает учить детей видеть мир глазами патриота?

♦ Какое значение для патриотического воспитания имеют рассказы подросткам о подвигах героев Великой отечественной войны?

♦ С чего, по мнению Сухомлинского, начинается родина каждого гражданина? И в чём смысл гражданского становления?

♦ Что является критерием в воспитании гражданина?

♦ Что значит жить гражданской жизнью, сидя за школьной партой? Как надо преподнести учащимся знания о Родине, чтобы воспитать в них гражданственность?

♦ В чём сущность взаимосвязи гражданского и патриотического воспитания?