Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
У всех учащихся вспомогательной школы имеется нарушение нормального развития познавательных процессов, поэтому коррекция и формирование умственного развития ребенка является первостепенной воспитательной задачей школы.
Цель умственного воспитания: коррекция умственного развития ребенка.
Задачи:
Коррекция и развитие восприятия.
Коррекция и развитие процессов памяти.
Коррекция и развитие мышления.
Коррекция и развитие речи
Коррекция и развитие личности.
Разумеется, говоря об умственном воспитании учащихся вспомогательной школы, необходимо иметь в виду, прежде всего, коррекцию, частичное устранение указанных коренных недостатков их умственной деятельности.
В решении этой задачи главную роль играет процесс обучения умственно отсталых детей элементарным общеобразовательным и трудовым знаниям и умениям.
Факторами, определяющими воспитательное значение обучения, являются его содержание, применяемые методы и особенности организации, а также психофизические особенности учащихся. Все перечисленные факторы находятся в определенной зависимости. Так, содержание обучения должно быть доступным, понятным учащимся. С другой стороны, методы обучения определяются как содержанием учебного предмета, так особенностями учащихся. Следовательно, в практике обучения все указанные факторы действуют в единстве, взаимосвязи. Отсюда как результат обучения, т. е. характер усвоения знаний детьми, так и воспитательное значение обучения зависят от правильности учета всех указанных факторов.
Умственное развитие ребенка, как уже говорилось, не есть чисто автоматический результат обучения. Оно является тем более эффективным, чем более целенаправленным в этом отношении будет обучение. Отсюда следует, что при построении урока требуется учитывать и то, какие умственные операции воспитываются на нем.
Задание
Охарактеризовать особенности физического развития школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Перечислить задачи физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Раскрыть задачи и содержание трудового воспитания умственно отсталых детей.
Перечислить направления трудового воспитания.
Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
Перечислить особенности эстетического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Раскрыть задачи, содержание и методы эстетического воспитания.
Определить специфику умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью?
Определить детерминанты содержания воспитания детей с нарушением интеллекта.
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.
Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов-на-Дону, 2000.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
Профориентационная работа как один из путей трудовой адаптации учащихся вспомогательной школы. // Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью. /Под ред. А.Д. Виноградовой, В.Н. Вовка, СПб. 1994. Стр. 87-91.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. 2000.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998.
Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.
- Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет и предметная область обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Тема 2. Терминологический аппарат коррекционной педагогики.
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Тема 3. Категория коррекции в олигофренопедагогике
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4: Проблемы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Тема 6. Системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 7. Интеграция и дифференциация в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью как системный процесс.
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Тема 9. Система методов воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Тема 10. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 11. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью как многокомпонентная система.
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 12. Содержание образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Тема 13. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Тема 14. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Библиография: