Примерная тематика рефератов.
Античные философы о воспитании (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит).
Идеалы воспитания в античном мире.
Воспитание и обучение в Древней Греции (Древнем Риме).
Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы.
Идея природосообразности в педагогическом учении Я.А. Коменского и её значение для развития педагогической науки и практики.
Значение педагогического учения Я.А. Коменского для современности.
Развитие профессиональной школы в Русском государстве XVII-XVIII вв.
М.В. Ломоносов и развитие просвещения в России в XVIII в.
Педагогические идеалы французских просветителей (Вольтер, Монтескьё, Гельвеций, Дидро).
Принцип природосообразности в педагогическом наследии Ж.-Ж. Руссо.
Философско-психологические основы педагогики И.Ф. Гербарта.
Идея свободного воспитания в педагогическом наследии Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцеля.
Тульские школы – наследники педагогики «ненасилия» Л.Н. Толстого.
Основные этапы жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского.
Учение К.Д. Ушинского о роли родного языка в обучении и воспитании.
Взгляды П.Ф. Каптерева на проблему семейного воспитания.
Свободная Вальдорфская школа Р. Штайнера и её современные традиции.
Экспериментальные учебные заведения в Западной Европе в первой половине ХХ века.
Метод проектов и его реализация в истории школьного образования.
История лицеев (гимназий) в России.
Проблемы воспитания и образования в трудах русских философов XIX - начала XX вв.
Проблема национального образования в педагогическом наследии С.И. Гессена.
Реформы образования в России во второй половине XIX - начала XX вв.
Вклад Н.К. Крупской в развитие советской системы народного образования.
Педологическое направление в истории педагогической мысли.
Педагогическая система А.С. Макаренко и современность.
Педагогические идеи в художественных произведениях А.С. Макаренко.
Реализация идей А.С. Макаренко в современной педагогической практике.
Проблема индивидуального подхода к личности ребёнка в истории педагогической мысли.
Проблема трудового воспитания в истории педагогической мысли.
Требования к личности учителя и его подготовке в истории педагогики.
Страницы истории образования в Тульском крае.
Современные педагогические парадигмы школьного воспитания и образования.
Взгляды отечественных педагогов XIX-XX столетий на проблему гражданского и патриотического воспитания личности.
Авторские школы: история и современность.
Развитие системы среднего профессионального образования во второй половине XIX – начале XX вв.
Особенности развития среднего профессионального образования в советский период.
Состояние и тенденции развития среднего профессионального образования на рубеже XX – XXI веков.
Приоритеты и проблемы воспитания молодёжи (за рубежом и в России) в последние десятилетия ХХ века.
Взгляды Л.Н.Толстого на роль семьи и семейного воспитания.
- Рабочая программа дисциплины (модуля) «Философия и история образования»
- Содержание
- 1. Цели освоения дисциплины
- 2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата
- 4. Структура и содержание дисциплины «Философия и история образования»
- 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
- 5. Образовательные технологии
- 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
- Практическое занятие № 1 Становление и развитие Истории педагогики и образования как науки
- Практическое занятие № 2 Педагогическая мысль и основные типы школ в государствах Древнего Востока, Греции и Рима.
- Практическое занятие № 3 Философско-педагогические идеи и образовательные системы в странах Западной Европы в Средние века и эпоху Возрождения.
- Задания для самостоятельной работы
- Практическое занятие № 4 -№5 Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Практическое занятие № 6 -7 Педагогические идеи и концепции в зарубежной педагогике XVII – XIX веков.
- Практическое занятие № 8
- Практическое занятие № 9
- Практическое занятие № 10- №11 Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Практическое занятие №12-№13 Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Практическое занятие № 14-№15 Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Практическое занятие № 16-№17 Развитие школьного образования в мире в конце хх века. Актуальные проблемы философии образования
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.
- Практические задания для самостоятельной работы.
- 1. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание и образование в государствах древнейших цивилизаций. Воспитание и педагогическая мысль Античного мира.
- I. Воспитание в первобытном обществе.
- II. Зарождение педагогической мысли в древности.
- 2. Воспитание и образование в эпоху Средневековья и Возрождения (до конца XVI в.).
- 2. Основные направления и традиции воспитания и образования в Древней Руси и Русском государстве.
- 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Новое время (до начала хх в.). Реформаторская педагогика.
- I. Развитие школьного образования в странах Западной Европы, сша и России.
- II. Западноевропейская педагогическая мысль XVII-XIX вв.
- III. Просветительская деятельность м.В. Ломоносова.
- IV. Основные направления в развитии русской педагогической мысли XIX века.
- V. Основные течения реформаторской педагогики.
- 4.История образования и педагогической мысли в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и в России.
- I. Реформаторская педагогика в 20-30-е годы хх века.
- II. Проблема семейного воспитания в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- III. В.А. Сухомлинский о гражданском и патриотическом воспитании молодёжи.
- IV. Деятельность советской школы в годы Великой отечественной войны.
- V. Современные авторские школы.
- Учебно-исследовательская деятельность.
- Технологическая схема выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ (реферат, курсовая).
- Критерии качественно выполненных письменных работ.
- Примерная тематика рефератов.
- 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Философия и история образования» а) основная литература:
- В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы __________________________________
- 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Философия и история образования»
- 1.История образования и педагогической мысли: Хрестоматия / Сост. М.А.Кувырталова, с.А.Воронина, к.Ю.Брешковска, ю.А.Тарасова. Тула: Изд-во Тул.Гос.Пед.Ун-та им. Л.Н.Толстого, 2009. 241 с.
- Контрольная работа
- Тест итогового контроля.
- Вопросы к экзамену.
- Балльно-рейтинговая система по дисциплине «Философия и история образования»
- 10. Анкета обучающегося анкета для студентов
- Анкета анонимная.
- 5. Как Вы оцениваете свои успехи в овладения компетенциями в ходе изучения дисциплины?
- 11. Аннотация