Содержание направлений работы психолога 1. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды: □ Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся. □ Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей, самих учащихся. □ Представление результатов на постоянно-действующих семинарах, педагогических советах, совещаниях. □ Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий. 2. Психодиагностика образовательного процесса: □ Диагностический минимум. □ Углубленная психодиагностика: ■ исследование особенностей познавательной деятельности; ■ дифференциация нормы и патологии умственного развития; ■ изучение личностных особенностей учащихся и системы взаимоотношений. 3. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9, 11-х классов: □ Исследование и диагностика особенностей личности учащихся 9, 11-х классов, их образовательные потребности и профессиональные интересы. □ Организация информационной работы с родителями учащихся и учащимися, направленной на ознакомление с ситуацией на рынке труда, с профессиональными учреждениями начального, среднего и высшего образования. 4. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». 5. Консультативная работа: □ педагоги; □ родители; □ учащиеся. 6. Просвещение: □ Просветительская и профилактическая работа с учащимися. □ Организация групповых занятий с учащимися. □ Профилактика профессионального выгорания педагогов. □ Просветительская и профилактическая работа с родителями. Формы работы с учащимися: 1. Психодиагностика (психологическое тестирование, анкетирование). 2. Психокоррекция. 3. Диагностика психологической готовности детей 6-7-летнего возраста к школьному обучению. 4. Диагностика психологической готовности учащихся 3-4-х классов к переходу в среднее звено. 5. Профориентационная работа. 6. Разрешение конфликтных ситуаций. 7. Индивидуальное и групповое консультирование. 8. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися 1-11классов. Гармоническое развитие личности ребёнка складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой. В работе психологу необходимо учитывать влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в школе, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям: • Диагностическое; • Коррекционное; • Лекционно-просветительское. Диагностическое направление – это диагностика интеллектуальной сферы, личностных особенностей, отношений со сверстниками, учителями, родителями. Коррекционное направление включает работу по развитию психических функций (память, внимание, мышление, произвольность), коррекции эмоциональных состояний, нежелательного поведения. Лекционно-просветительское направление – это участие в микропедсоветах, родительских собраниях, индивидуальные беседы с учителями, родителями. Формы работы с педагогами: 1. Участие в проведении постоянно действующих семинаров, педагогических советов, методических советов, совещаний, ТОПа «Здоровьесберегающая школа», методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей. 2. Консультирование. 3. Анкетирование-тестирование. Формы работы с родителями: 1. Консультирование по вопросам семейного воспитания и конфликтным ситуациям. 2. Лекции для родителей по вопросам психологии. 3. Пропаганда психологических знаний. Осуществляя основные формы работы с учителями и родителями, психолог предлагает в помощь учителю и родителю «психологические памятки». Деятельность психолога в нашей школе осуществляется через взаимодействие с администрацией школы, классными руководителями. Наша работа основана на идее сотрудничества, принципах личностно-гуманного подхода. Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Мы все хорошо знаем, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз, разгрузки позвоночника, упорядочение дыхания. В нашей школе физкультурные ми¬нутки практикуем до 10 класса. Системное использование физкультур¬ных минуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После таких физкультминуток повышается работоспособность и активность ребят на учебных занятиях. Оздоровительные физкультминутки, «оживлялки» в виде простых интегративных дыхательных, массажных и физических упражнений - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий на уроке для мобилизации биоэнергетического потенциала человека, снятия напряжения, усталости в процессе умственных занятий. Для осуществления здоровьесберегающей работы в школе учителя начальной и средней ступени обучения используют предложение профессора В.Ф. Базарного проводить занятия в системе периодической смены позы «сидя» на «стоя», т.е. в режиме динамической позы. Учитель планирует «подъём» детей в то время, когда они слушают объяснения учителя либо ответы товарищей. Режим чередования рабочей позы на уроке благоприятно действует на функциональное состояние и работоспособность учащихся. Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заключается в оказании помощи при создании позитивного эмоционального настроя школьников, что влияет на качество обучения; снизить страхи; реализовать специальные программы, помогающие школьникам и родителям снизить «стрессовость» в определенных ситуациях. Психолог осуществляет профилактическую деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, жизненных проблем, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через: • медицинскую диагностику; • социальную диагностику; • изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков, профилактикой правонарушений; • психолого-педагогическую диагностику. На основании анализа банка данных по всем видам диагностик составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с учащимися, планы консультаций учителей и родителей по разрешению тех или иных проблем. Я хочу поделиться опытом профилактической деятельности психо¬лога на каждом этапе обучения. Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому школьнику. Наиболее продуктивно и эффективно она проходит в форме тренингов, психологических игр, развивающих занятий. Первая ступень обучения начальные классы /1-4 /. Учитель начальных классов включает элементы психологического сопровождения в педагогический процесс, создает оптимальные условия для развития ребенка, самовыражения, самореализации. В своей работе психолог пользуется программами: «Уроки добра» С.И. Семенака – формирование у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения, «Тропинка к своему Я» О.В. Хухлаевой – сохранение и формирование психологического здоровья детей младшего школьного возраста, «Умные занятия: через игру к совершенству» Е. Синицыной - формирование психологического здоровья младших школьников /стрессоустойчивость, социальная адаптация, самореализация/; «Я учусь владеть собой» Н.П. Слободяник - развивающие занятия для адаптации детей в образовательной среде; «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет» С.В. Коноваленко. Вторая ступень обучения /5-8 классы/. Эта ступень начинается с психологического сопровождения пятиклассников. Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация 5 класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Поэтому психологом используется групповая форма работы по программам «Новичок в средней школе» и «В пятый класс - в первый раз» Н.Л. Сомовой. В сентябре-октябре проводится психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями предметниками, работающими в 5-6 классах, по проблемам связанным с особенностями младших подростков «Как помочь пятикласснику?»; • Родительское собрание «Физиологические и психологические проблемы адаптации пятиклассников к обучению при переходе из младшего в среднее звено школы»; • Наблюдение педагогами-предметниками и классными руководителями за поведением и учебой в течение первой четверти; • Тренинговые занятия по программам «Новичок в средней школе», Н.Л. Сомовой «В пятый класс - в первый раз»; • При организации воспитательной работы предусмотрено введение в школьную жизнь традиции. Таковой является праздник «Посвящение в пятиклассники», где проводятся разные упражнения, игры для развития интеллектуальных, познавательных способностей. Для оценивания эффективности работы по данной программе до и после занятий проводится исследование социальной тревожности по методикам Филипса, Спилбергера-Ханина. Социальная тревожность после рабо¬ты по программе снижается, что является показателем для успешного обучения в школе. Результат диагностики 2007-2008 учебного года. Уровень социальной тревожности | Количество учащихся до начала занятий в % | Количество учащихся после окончания занятий в % | Нормальный уровень социальной тревожности | 55 | 66 | Повышенный уровень социальной тревожности | 41 | 33 | Высокий уровень социальной тревожности | 4 | 1 | В 6-7-8 классах психолог работает по программе «Уроки общения для младших подростков» - занятия по программе проводятся в течение года и направлены на создание условий для личностного роста и укрепления психологического здоровья детей данного возраста. Третья ступень обучения /9-11 классы/. В старших классах ежегодно проводятся беседы, мини-сочинения, классные часы, ток-шоу, фотовыставки на темы профилактики суицида и употребления ПАВ, например, «Жизнь без алкоголя и наркотиков», «Жизнь – это…», «Я люблю тебя жизнь, потому что…» В 9-11х классах проводятся тренинговые занятия, позволяющие снизить тревогу, экзаменационные страхи. В данном направлении психолог пользуется программами: «Как психологически подготовиться к сдаче ЕГЭ» /Е. Чебатарева/; «Путь к успеху» /Н. Стебенева/, которые повышают уверенность в себе, в своих силах при сдаче экзаменов. Также в этих классах проводится психологический тренинг «Стрессоустойчивое поведение» - большая психологическая игра, обучающая способам саморегуляции личности в ситуации стресса и сохранения психологического здоровья учащегося. С 2008-2009 года психолог ведёт 2 элективных курса с девятиклассниками по программам «Познай себя и окружающих» Савченко и «Как научиться выбирать профессию?» Филимоновой. Одним из направлений работы психолога в школе является лекционно-просветительское направление - это участие в педсоветах, родительских собраниях, проведение индивидуальных бесед с родителями и учителями. Ежегодно совместно с родителями и учителями предметниками проводятся родительские собрания: «Как помочь одиннадцатикласснику?», «Как лучше подготовиться к экзаменам», «Как помочь выпускнику основной школы выбрать будущую профессию». С целью создания ситуации успеха ученика на уроке как одно из условий создания здоровьесберегающей среды с группой педагогов проводится семинар, деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха». Таким образом, используя все эти методы и формы работы, психолог совместно со всеми участниками УВП оказывает содействие психологическому и личностному развитию школьника, который к моменту окончания школы готов к самоопределению во взрослой жизни. |