1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
1. Строение и функции периферического речетворческого аппарата.
2. Речевые отделы коры головного мозга.
3. Характеристика 1 и 11 сигнальных систем (по И.П. Павлову).
1. Развитие речи является результатом психической деятельности человека и сложного взаимодействия периферического речетворческого аппарата и центральной нервной системы.
Периферический речетворческий аппаратвключает дыхательный, фонаторный и артикуляционный отделы.
Дыхательный отделпредставляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное давление воздуха, необходимое для работы голосовых связок, изменения модуляции голоса.
Анатомические и функциональные особенности периферического речевого аппарата не являются зрелыми с рождения ребенка и достигают зрелого уровня в процессе общесоматического, полового и нервно-психического развития. Устная речь начинает формироваться с появления голоса. Крик ребенка в первые дни жизни характеризуется звонким и продолжительным голосом, коротким вдохом и удлиненным выдохом. Постепенно у ребенка развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте трех лет эти механизмы находятся в стадии становления. Ребенок может произносить отдельные слова или фразы в любую фазу дыхания (на вдохе, на выдохе, в паузу между ними). Это выражается внешне в «захлебывании» речью, прерывании фразы посередине, ослаблении силы и выразительности голоса. К 5-6 годам «сбои» речевого дыхания наблюдаются при произнесении детьми сложных фраз, при этом увеличивается количество и длительность пауз, связанных с лексико-грамматическим оформлением высказывания. Взаимодействие дыхания и артикуляции легко нарушается при усложнении речевой задачи, т.е. речедвигательный акт в целом недостаточно автоматизирован. Становление речевого дыхания завершается у детей лишь к десяти годам.
Фонаторный отделпредставлен гортанью и голосовыми складками. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения, которые порождают звуковые волны. Тон голоса модулируется системой резонаторов, к которым относятся глотка, полости рта и носа с придаточными пазухами и лобная полость.
Вскоре после рождения крик ребенка приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. В крике ребенка формируются первые интонации, которые впоследствии закрепляются как сигнал недовольства. Интонационное разнообразие крика ребенка свидетельствует о том, что у него начинает формироваться функция общения. К 2-3 месяцам появляются голосовые реакции – гуление. С помощью гуления ребенок выражает не только отрицательные эмоции, но и радость, эмоциональное благополучие. Постепенно голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги и постепенно формируется механизм слогообразования – лепет. В первом полугодии жизни идет отработка координации фонаторно-дыхательных механизмов. На позднем этапе лепета в 10-12 месяцев дети воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Первые слова ребенок произносит воспроизводя их общий звуковой облик. Фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а скачками. Развитие фонетической системы языка идет вслед за появлением слов и требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Для фразовой речи второго года жизни характерно произношение в утвердительной форме. Ребенок еще плохо управляет своим голосом, с трудом меняет его громкость, высоту. Только к пяти годам появляется шепотная речь.
В артикуляционный отделвходят полость рта, нижняя челюсть, язык, губы, глотка и мягкое небо. Основную роль в произнесении речевых звуков играют мышцы языка. Кроме них, в артикуляторном акте принимают участие мышцы губ и щек, мышцы шеи, поднимающие нижнюю челюсть.Артикуляцией называется работа периферических органов речи по воспроизведению звуков.
Первые звуки, которые напоминают речевые, можно различить у ребенка в период гуления в 2-3 месяца. Обычно это наиболее легкие для артикулирования гласные (а, о, у, э), губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. После восьми месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать. Благодаря развитию у ребенка собственной речевой памяти и слуховым обратным связям формируется фонетическая система родного языка. Звуки появляются в речи детей последовательно: взрывные, щелевые, африкативные. Формирующиеся речевые звуки очень неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или переутомлении. Безударные гласные значительно редуцируются. Интенсивно развивается звукопроизношение на основе фонематического восприятия после трех лет. К пяти годам звуковая сторона речи формируется полностью.
2. Нервная система, обеспечивающая работу речевого аппарата, состоит из центральной (кора головного мозга) и периферической частей. Периферические нервы отвечают за движения мышц речевого аппарата.
Центральная часть нервной системы состоит из нескольких отделов, тесно взаимодействующих между собой. В процессе онтогенеза у человека формируются особые структуры коры больших полушарий, функция которых обеспечивает речевой акт.
Основные зоны коры головного мозга, обеспечивающие речевые функции, названы по имени открывших и исследовавших их ученых. В левом полушарии (в основном у правшей), в височной области расположена зона Брока, функцией которой является реализация двигательной стороны речи. На заднем участке височной извилины расположена зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. Составляя карту речевых зон, канадский нейрохирург У. Пенфилд описал дополнительную речевую зону в левом полушарии, являющуюся «картотекой» звуковых образов.
Многочисленные современные исследования свидетельствуют о том, что организация речи осуществляется при взаимодействии двух полушарий. У человека имеются биологические отличия в организации и функционировании полушарий мозга, которые явно выражаются у левшей и правшей и создают предпосылки к детерминации когнитивных процессов.
С деятельностью правого полушария связывают регулирование активности речевых центров левого полушария, обеспечение речевого слуха, интонационные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний. С деятельностью правого полушария связывают языковые уровни овладения речью: правильность звукопроизношения, морфологический механизм словообразования, синтаксическое структурирование высказывания, кратковременную и долговременную словесную память.
Речевые центры коры головного мозга ребенка отличаются незрелостью. Разделение коры головного мозга на слои и созревание нервных клеток завершается к двум годам и совершенствуется в течение 10–15 лет.
3. Основа вопроса о материальных средствах преобразования мысли в речь – учение И.П. Павлова о процессах анализа и синтеза в анализаторах, в число которых входит внутренний (речедвигательный) анализатор. Учёный выделил две системы сигналов, поступающих в кору головного мозга: 1-я сигнальная система – система первичных сигналов, идущих непосредственно от рецепторов, 2-я сигнальная система – система вторичных сигналов (речевых), проходящих в определенный отдел коры головного мозга через промежуточные отделы нервной системы. Речевые системы И.П. Павлов называл системой «сигналов сигналов».
Наиболее важная черта 2-ой сигнальной системы – это способность к высокой степени обобщения и абстрагирования от конкретных образов. Для взрослых людей характерно функциональное преобладание 2-й сигнальной системы, характер ее взаимодействия с 1-й может варьироваться. Тип людей со сравнительной слабостью 1-й сигнальной системы, т. е. слабостью непосредственного восприятия, бедностью и скудостью ощущений – тип мыслительный, другой тип – художественный – характеризует живое, яркое восприятие. Дети дошкольного возраста относятся именно к художественному восприятию. Это ярко проявляется в речи – она очень эмоциональна, часто сопровождается ярко выраженной мимикой, жестами.
У детей 3–4-х лет отрицательно индукционное (тормозящее) влияние с 1-й сигнальной системы на 2-ю в 3 раза сильнее, чем со 2-й на 1-ю. В этом возрасте выработка устойчивого словесного сигнала требует около 50 % условных классических связей, то есть словесные сигналы очень тесно связаны с конкретными образами. Критическим периодом для развития 1-й сигнальной системы является возраст до 3-х лет, для 2-й – с 2,5 до 5 лет. Основа речи (вторая сигнальная система) базируется на системе импульсов, поступающих в корковую часть речедвигательного аппарата от речевых эффекторов. Основываясь на рефлекторной теории И.П. Павлова, Н.И. Жинкин выделяет два звена механизма речи. Первое звено включает отбор по нормам языка элементов для составления слова (при воспроизводстве – это отбор речедвижений, при приёме речи – различение элементов воспринимаемого слова и узнавание его). Второе звено – отбор слов для сообщения. Возраст детей от 2-х до 4-х лет характеризуется становлением и взаимодействием этих двух звеньев, их взаимозависимостью. Речедвижения являются начальным этапом всего механизма речи (И.П. Павлов), следовательно, местом накопления и образования слов является речедвигательный анализатор (Н.И. Жинкин). Слуховой анализатор лишь контролирует способ образования слов.
Знание педагогом строения и функций периферического речетворческого аппарата, особенностей речевых отделов коры головного мозга и механизмов воспроизводства и восприятия речи позволяет грамотно, с учетом развития физиологических особенностей, спланировать работу по развитию речи детей.
Литература
Белякова, Л.И. Заикание / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.
Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин // Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия / авт.-сост. В.К. Радзиховская [и др.]: под общ. ред. В.К. Радзиховской. – М.: Академия, 2003. – 464 с.
- Часть 1
- В.Н. Смаль
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы 53
- 1 Теоретические основы методики развития речи
- 1.1 Введение в курс «Теория и методика развития речи»
- 1.2 Место методики развития речи в системе психолого-педагогических наук
- 1.3 Особенности развития речетворческой системы дошкольников
- 1.4 Формирование речевой деятельности в онтогенезе
- 1.5 Становление методики развития речи как науки.
- 1.6 Вклад к.Д. Ушинского в основание методики первоначального обучения родному языку
- 1.7 Роль е.И. Тихеевой в создании методики развития речи детей в условиях детского сада
- 1.8 Основные направления современных исследований детской речи
- 1.9 Психолого-педагогические основы программы речевого развития дошкольников
- 1.10 Методы научного исследования развития речи
- 1.11 Общение как фактор овладения родным языком
- 2 Развитие связной речи дошкольников
- 2.1 Понятие и виды связной речи. Развитие форм связной речи
- 2.2 Виды детских рассказов и приемы обучения дошкольников рассказыванию
- Тема 2.3 Разговор и беседа как основные методы формирования связной речи детей
- 2.4 Обучение дошкольников рассказыванию на наглядной основе
- 2.5 Методика обучения детей составлению рассказов по картинам
- 2.6 Методика обучения дошкольников пересказу литературных произведений
- 2.7 Психолого-педагогические основы обучения дошкольников творческому рассказыванию
- 2.8 Методика обучения детей сочинению рассказов и сказок
- Психолого-лингвистические основы моделирования как метода развития связной речи дошкольников
- Методика использования схем и моделей в обучении детей связной речи
- 2.11 Диагностика уровня развития связной речи дошкольников
- 3 Развитие словаря дошкольников
- 3.1 Теоретические основы развития словаря детей
- Развитие словаря детей раннего возрастана основе ознакомления с предметами и явлениями
- 3.3 Развитие словаря дошкольников в процессе ознакомления со свойствами и качествами предметов
- 3.4 Формирование обобщающих понятий в словаре детей
- 3.5 Роль фольклора в обогащении словаря детей
- Развитие речи детей в процессе обучения разгадыванию и составлению загадок
- Методика словарной работы в процессе ознакомления детей с окружающим миром
- 3.8 Использование дидактических игр и упражнений в процессе развития словаря детей
- 3.9 Диагностика уровня развития словаря дошкольников
- СпИсок литературы