Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
План изучения темы:
4.1 Разметка бумаги и картона как исходная производственная операция.
4.2 Разметка по трафаретам и шаблонам. Методика работы с шаблонами и трафаретами.
4.3 Разметка с помощью измерительных инструментов. Графическая грамота.
4.4 Разметка складыванием, рисованием, способом перевода.
4.5 Экономия бумаги при разметке.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение разметке как исходной производственной операции.
Перечислите виды разметки бумаги. От чего зависит выбор того или иного вида разметки? Какой из видов, на ваш взгляд, наиболее сложный (простой) для младших школьников? Какой вид разметки предпочтительнее в работе?
Что такое «шаблон»? В каких случаях пользуются разметкой по шаблону? Какие детали шаблона помогают выполнять операции с ним? Назовите виды шаблонов [1].
Какими правилами разметки по шаблону руководствуются младшие школьники в работе [9]? Кто изготавливает шаблоны к урокам трудового обучения?
Что такое «трафарет»? Чем трафарет отличается от шаблона [1]? Какое из этих средств разметки используется чаще при работах в младших классах? Почему?
Перечислите измерительные инструменты для разметки. Какими правилами руководствуются при работе с линейкой [1, с. 21]? Как пользоваться угольником? В каких классах и при изготовлении каких изделий используется циркуль [2, 4, 5, 6, 10]?
Дайте определения таким понятиям, как «графическая грамота», «графическая грамотность», «графические умения», «графические знания», «графические навыки», «графическая информация». Чем чертеж отличается от эскиза? Что обозначают различные виды линий на чертеже? С какими элементами графической грамоты знакомятся младшие школьники в каждом классе? Назовите методику формирования элементов графической грамоты в 1-4 классах [3, 9].
Перечислите разновидности разметки способом перевода. Какие отрицательные стороны имеют разметка с помощью копировальной бумаги и кальки на оконном стекле (светокопирование) [1, с. 20-21]? В каком классе учащиеся знакомятся с правилами перевода контуров деталей с помощью кальки; копировальной бумаги?
При ответе используйте данные таблицы 4.
Какие правила экономного расходования бумаги следует соблюдать при разметке по шаблону или трафарету? Как осуществляется формирование навыков экономного расходования бумаги у младших школьников? Ответ проиллюстрируйте страницами из учебников [2, 4, 5, 6].
Задания:
Проанализируйте содержание учебников для 1-4 классов [2, 4, 5, 6] и заполните таблицу 4 «Виды разметки в 1-4 классах»:
Таблица 4
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание