2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
Специалисты делят причины, повинные в развитие отклонений у детей, на две группы: неблагоприятные факторы внешней среды и наследственное влияние.
Медицина постоянно работает над выявлениями различных наследственных форм умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологий эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма.
Наряду с наследственной патологией широко распространены нарушения, вызванные различными неблагоприятными факторами окружающей среды (инфекции, интоксикации, травмы и др.).
В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют:
внутриутробную (пренатальную) патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит в период внутриутробного развития;
натальную патологию, которая возникает при повреждениях во время родов;
постнатальную патологию, при которой неблагоприятное воздействие происходит после рождения.
Внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка во время родов. Такое сочетание носит название перинатальная энцефалопатия. Возникает она, как правило, вследствие объединения внутриутробной гипоксии с асфиксией и родовой травмой. В свою очередь, причиной асфиксии и родовой травмы являются различные нарушения внутриутробного развития плода, которые снижают его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток.
Среди причин, которые ведут к отклонениям в психомоторном развитии ребенка, может быть иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови. Следствием такой несовместимости часто становится билирубиновая энцефалопатия, которая проявляется в нарушении слуха или речи, а также в расстройствах эмоциональной сферы и поведения.
Толчком к развитию внутриутробных патологий также являются инфекционные, особенно вирусные, заболевания беременной женщины. Самым опасным периодом в этом плане является первый триместр. Наиболее неблагоприятными заболеваниями считаются: краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, инфекционный гепатит, ветряная оспа, грипп.
Свою роль могут сыграть и скрытые (латентные) хронические инфекции беременной женщины. Например: токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др. Эти инфекции чаще всего приводят к поражениям мозга плода, которые в свою очередь ведут к умственной отсталости, нарушениям зрения и опорно-двигательного аппарата, эпилептическим припадкам и др.
К неблагоприятному влиянию на развитие мозга будущего ребенка могут привести также: внутриутробные интоксикации (например, при применении беременной лекарств); нарушение обмена веществ (чаще всего возникают при поздних токсикозах); употребление алкоголя, наркотических средств, курение.
Постнатальная патология (патология, которая возникает после рождения) может иметь органическую или функциональную природу. Причинами органического характера являются, прежде всего, нейроинфекции (энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты) и вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспы и др.). В результате, у ребенка могут появиться отклонения в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда возникают головные боли и судорожные припадки.
Функциональная природа постнатальных патологий заключается в социальной и педагогической запущенности, а также недостаточности положительного эмоционального контакта ребенка с взрослыми (эмоциональной депривации). Плохие условия воспитания, особенно в раннем возрасте, приводят к замедлению развития коммуникативно-позновательной активности детей.
Необходимо заметить, что нарушения психомоторного развития у детей могут быть стойкими (возникают при органических повреждениях мозга) либо обратимыми (возникают при легкой мозговой дисфункции, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации). Как правило, обратимые нарушения проявляются в раннем возрасте в форме отставания развития моторики и речи. Однако при своевременном проведении лечебно-коррекционных мероприятий такие нарушения можно полностью преодолеть.
- Глава I.
- 1.1 Понятие и разделы
- 1.2 Становление и развитие
- 1.3 Сущность коррекционно-педагогической
- Глава II.
- 2.1 Понятие нормы и отклонения
- 2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
- 2.3 Основные виды нарушений поведения у детей
- 2.4 О чем расскажет детский рисунок?1
- 2.5 Система коррекционной помощи
- Глава III.
- 3.1 Педагогическая работа с дошкольниками
- 3.2 Эмоциональная депривация
- 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания
- 3.4 Адаптация ребенка к доу
- 3.5 Коррекция дефектов детской речи
- 3.6 Коррекция детских страхов
- 3.7 Организация коррекционной работы в доу
- 3.8 Логоритмика
- Глава IV.
- 4.1 Педагогическая коррекция в начальной школе
- 4.2 Проблема готовности ребенка к школе
- 4.3 Трудности в обучении 3
- 4.4 Психолого-педагогическая коррекция
- 4.5 Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
- 4.6 Дискалькулия – неспособность к арифметике
- 4.7 Что такое диспраксия?
- 4.8 Гиперактивный ребенок в школе
- 4.9 Школьные трудности леворуких детей
- Глава V.
- 5.1 «Трудные» подростки
- 5.2 Категории «трудных» подростков
- 5.3 Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
- 5.4 Проблемы перевоспитания «трудных» подростков
- 5.5 Коррекционная работа
- Глава VI.
- 6.1 Больные дети, дети-инвалиды…
- 6.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
- 6.3 Дети с нарушениями слуха
- Н арушения
- 6.4 Дети с нарушениями зрения
- 6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 6.6 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- 6.7 Образование при аутизме
- 6.8 Основные виды специальных школ
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.