logo search
Андреева Л

Педагогический аспект Процесс Результат

Формирование способов Овладение новыми способа-

учебной работы ми учебной работы

Усвоение профессионально- Расширение объема социо-

образовательных программ гуманитарных, предметных,

профессиональных знаний

и др.

Освоение приемов самостоятель- Применение приемов само-ной работы стоятельной работы в учеб-

ной деятельностиУспешность профессионального обучения, продуктивностьпознавательной деятельностиСоциальный аспектПриспособление к новому типу Принятие роли учащегося

профессионального учебного (студента), будущего специа-

заведения листа

Приспособление к новому коллек- Вхожде ние в коллектив, при-тиву, его традициям нятие коллективных норм

поведения

Полноценное участие в образовательном процессе и взаимодействие лиц с нарушенным слухом в профессионально-образовательной среде

Получение лицами с нарушенным слухом профессионального образования затрудняют имеющиеся у них ограничения жизнедея­тельности, связанные с проблемами общения, обучения, трудо­устройства.

Для полной или частичной компенсации существующих объек­тивных трудностей необходимо создание образовательно-реаби­литационной среды, что обеспечивает:

- освоение профессионально-образовательных программ, ов­ладение профессиональными знаниями и навыками, формирова-

при этом специфические средства общения: калькирующую и разговорную жестовую речь, дактилологию — и сопровождая ре­чевые действия синхронной артикуляцией сообщаемой инфор­мации.

При сурдопереводе задействованы зрительное или слухозри-тельное восприятие, движения речевых органов, рук (жестовая речь) и пальцев (дактильная речь), причем артикуляция уточняет дактильный контур или дополняет жест—символ слова. Учитыва­ются также функциональные особенности перевода средствами разговорной жестовой речи, применяемой для обеспечения воз­можностей неофициального, непринужденного общения. Дактиль­ная речь используется в сурдопереводе для введения новых терми­нов, понятий, для точной передачи структуры лексической еди­ницы, при переводе имен собственных, аббревиатур. Кроме того, она применяется в случае отсутствия жестов-символов, для уточ­нения смысла устного текста при конспектировании лекций, вос­произведения особенностей грамматического строя языка, вклю­чая формы изменения, служебные слова и др.

3. Обеспечение возможности слухозрительного восприятия речи или чтения с губ, что является весьма значимым сенсорным спо­собом получения учебной информации для тех студентов, кто в недостаточной мере владеет жестовой речью, — слабослышащих и оглохших выпускников общеобразовательные учреждений.