§ 2. Понятие «технология обучения»
Сущность и характерные признаки педагогической технологии
В Технология (греч. techne – «умение», «мастерство», «искусство» и logos – «учение», «наука») дословно – наука о мастерстве
Сам термин «технология» заимствованный из производственной сферы, конечно же, применяется в образовании условно, а сама педагогическая технология как разновидность технологии социальной не носит столь жесткого, заданного характера, как производственная технология, и базируется на теории психодидактики, социальной психологии, кибернетики и управления.
Массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к середине 50-х гг. XX в. и связывают с реформированием американской и западноевропейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относят Дж. Кэррола, Б. Блума, Д. Брунера, Д. Хамблина, Г. Гейса и В. Коскарелли. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражена в научных трудах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, П.Я. Гальперина, М.В. Клари-на, А.А. Матюшкина, М.И. Махмутова, В.А. Сластенина и Н.Ф. Талызиной.
В первоначальном смысле термин «педагогическая технология» означал «использование в педагогических целях технических достижений в области коммуникаций», таких как аудиовизуальные устройства, телевидение, компьютеры и др. В новом и более широком смысле педагогическая технология – это систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наибольшей эффективности образования.
Педагогическая технология связана с системным подходом к образованию и обучению, она охватывает все аспекты и элементы педагогической системы – от постановки целей до проектирования всего дидактического процесса и проверки его эффективности.
В образовательной практике педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания.
Приведем характерные признаки педагогических технологий:
концептиалъность – технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская, психолого-педагогическая позиция автора;
системность – технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
дидактическое целеобразование – наличие дидактических процедур, содержащих критерии, показатели и инструменты измерения результатов деятельности учащихся и обеспечивающих гарантированное достижение образовательных целей, эффективности процесса обучения;
инновационность – технология предусматривает взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого на основе учебного сотрудничества, диалогического общения, интерактивных подходов к обучению;
оптимальность – оптимальная реализация человеческих и техническихвозможностей, достижение запланированных результатов в сжатые промежутки времени;
корректируемостъ – возможность оперативной обработки связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
воспроизводимость и гарантированность результатов – элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимылюбым педагогом, а с другой – гарантировать достижение планируемыхрезультатов.
Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий
Функции педагогических технологий обусловлены их сущностью и характерными признаками и осуществляются в органичном единстве. Основные функции педагогических технологий:
гуманистическая, развивающая функция предусматривает реализацию образовательных целей учебного процесса: создание комфортных психолого-педагогических условий для развития личности обучаемого, подготовку егок жизнедеятельности в информационно-технологическом обществе;
методологическая функция выражает общую стратегическую направленность модели обучения и предполагает внедрение стратегии обучения в практику через систему процедур и операций;
функция проектирования и конструирования позволяет запланировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты.
К принципам педагогических технологий относят:
принцип целостности технологий, предусматривающий закономерностиразвития технологической системы: инновационность ее структуры при гармоническом взаимодействии всех составных ее элементов;
принцип вариативно-личностной организации обучения предполагает адаптивность технологии к личностным особенностям учащихся, их типологическим и индивидуальным свойствам, оказывающим существенное влияниена учебную деятельность;
принцип фундаментализации и профессиональной направленности технологии, обеспечивающий формирование и развитие профессиональных умений и профессионально значимых качеств личности специалиста в соответствии с сегодняшними и перспективными требованиями;
• принцип информационной поддержки технологичности обучения, ориентированный на применение в образовательном процессе педагогически оправданных средств информационной компьютерной техники (персональных компьютеров, информационных банков данных, компьютерных экспертных систем и т. п.).
Структурными компонентами педагогической технологии как системной категории являются: цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия, в том числе мотивация и средства обучения; организация учебного процесса; субъекты процесса обучения; результат деятельности (в том числе уровень профессиональной подготовки).
Технологический подход к обучению предусматривает конструирование учебного процесса исходя из образовательных ориентиров, целей и содержания обучения. Особое внимание уделяется коррекции учебного процесса и диагностике его качества. В процессе технологического проектирования учебного процесса последовательно расписываются задачи и способы их решения на следующих уровнях:
концептуальном (концептуальные подходы);
собственно технологическом – в виде принципов организации учебного процесса и средств обучения;
нормативном (инструкции обучения) – в виде определенного состава и структуры управления;
процедурном – осуществление процесса обучения.
Технологический уровень обучения предусматривает следующие мыслительные действия и дидактические процедуры:
• определение задач согласно концептуальной модели;
проектирование результативных характеристик, формируемых в процессе обучения;
анализ имеющихся средств обучения;
перевод педагогической теории в стратегию решения поставленных задач;
разработку алгоритма управления учебной деятельностью посредством составления обучающих программ;
выбор технологических процедур управления учебной деятельностью;
проектирование реагирования обучающихся и содержательного пооперационного состава их действий;
предвидение компенсационных и коррекционных средств управления в связи с индивидуальными результатами и неожиданными включениями в педагогический процесс посторонних влияний;
разработку диагностического аппарата, способного регистрировать состояние системы «педагог – учащийся», чтобы регулировать эффективность и согласованность действий обучающего и обучающихся;
предусматривание гибкости технологической системы, ее адаптивности,способности изменять прямое и косвенное воздействие на учащихся в зависимости от промежуточных результатов, обучение анализу собственной деятельности и формирование профессиональной рефлексии педагога1.
Сравнительная характеристика методики и технологии обучения
Приход технологии обучения на смену традиционной методике должен способствовать повышению эффективности учебного процесса. Однако проблема различения технологии обучения и методики обучения остается предметом дискуссии. Одни ученые считают технологию формой реализации методики, другие полагают, что понятие «технология» шире, чем «методика».
В.И. Загвязинский предполагает следующее решение этой проблемы: «И технология, и методика обладают системностью (в их основе должна лежать система научных законосообразных положений), но идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (это, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью (табл. 3).
Идеальная технология и идеальная методика встречаются редко, любая дидактическая (педагогическая) система в зависимости от уровня ее интрументальности может быть ближе либо к технологии (высокий уровень инструментальности), либо к методике (низкий уровень инструментальности). Инструментальность образовательных технологий означает проработанность и алгоритмизацию конкретных действий, начиная с постановки целей, определенность этапов, шагов, операций, ведущих к цели. Именно данное свойство обеспечивает воспроизводимость технологии и гарантированностъ результата.
Уровень развития инструментальности может служить признаком, на основе которого в дидактической системе можно выявить степень ее приближения либо к технологии, либо к методике».
Любая современная технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетания традиционных элементов прошлого и современных инновационных процессов в образовательных учреждениях.
Источники современной педагогической технологии:
отечественный и зарубежный опыт прошлого;
передовой педагогический опыт, в том числе и опыт учителей-новаторов;
идеи народной педагогики (этнопедагогика);
достижения педагогической, психологической и других наук;
социально-экономические преобразования в нашей стране и за рубежом;
новое педагогическое мышление.
Таблица 3
Сравнительная характеристика сущности методики и технологии
(по М.П. Сибирской)1
Сравнительные признаки | Методика | Технология | ||
1 | 2 | 3 | ||
Назначение | Рекомендует применение конкретных методов, организационных форм, средств обучения | Рекомендует процесс системы методов, организационных форм и средств обучения с учетом целей и управления обучением | ||
Определение | Система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения | Инструментарий достижения целей обучения. Систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса обучения, систем, способов и средств достижения целей и управления процессом обучения | ||
Фактические исходные предпосылки проектирования | Обоснование и процесс построения находит в технологии | Цели, ориентация на результат. Методологическая основа методики | ||
Парадигма | Совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса | Проект будущего учебного процесса | ||
Ориентация | На обучающих | На обучающихся | ||
Направленность | На конкретный предмет или на реализацию определенных целей | На универсализацию подходов к изучению учебного материала | ||
Отражение динамичности обучения | Дает вполне определенные, конкретные рекомендации | Отражает процессуальный динамический характер обучения | ||
Интеллектуальный подход | Узкопредметный аспект к данному (ой) предмету (теме) | Культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью педагога |
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий