logo search
Учебные материалы

Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы, естественно, затруднено в силу их общего умственного недораз­вития и весьма слабых возможностей к самостоятельному худо­жественному творчеству. Поэтому решающая роль в развитии у этих учащихся эстетического воспитания, понимания произве­дений искусства принадлежит учителю, воспитателю и роди­телям.

Цель эстетического воспитания: формирование умения адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать прекрасное.

Задачи:

  1. Способствовать коррекции дефектов психического и физического развития школьников.

  2. Формировать эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни, воспитывать сенсорную культуру, развивать эстетический вкус.

  3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания.

  4. Содействовать развитию элементарных творческих способностей (наклонностей) и доступных художественных навыков.

Воспитание у учащихся восприятия произведений ис­кусства не должно ограничиваться рамками учебной работы. Продолжением и расширением этой работы является правильно организованная система внеклассных занятий в различных круж­ках (хорового пения, танцев, драматические кружки, кукольный театр, кружки рисования и художественного рукоделия и др.). В работе круж­ков в процессе подготовки детей к выступлениям на школьных праздниках заключены огромные возможности должного решения задач эстетического воспитания детей.

Особое значение для эстетического воспитания детей имеют учебные и внеклассные занятия по труду. И в учебном, и в быто­вом труде необходимо добиваться того, чтобы дети выполняли свою работу чисто, аккуратно и красиво. Будет ли это починка одежды или сервировка стола, будет ли это изготовление игрушек из дерева или производство школьной мебели, пошивка платья для кукол или изготовление белья для интерната — всюду учени­кам необходимо прививать вкус к простому, удобному и краси­вому.

Старших учеников вспомогательной школы следует по возмож­ности ознакомить более широко с богатством русского и мирового искусства. Для этой цели надо использовать музеи, картинные галереи, передвижные выставки, поездки в большие города. Ра­зумеется, что каждый такой выход в музей должен быть предва­рительно тщательно подготовлен (отбор определенного числа экс­понатов, предварительная беседа с учениками, особая подготовка экскурсовода и т. п.).

Наконец, в системе средств эстетического воспитания детей большое место должны занять экскурсии и прогулки в природу (в поле, в лес, к реке, на озеро, в горы и другие места). Непосред­ственное восприятие природы, ее красоты, богатства форм и красок содействует эстетическому воспитанию детей и формиру­ет чувство любви к Родине.