logo search
Общая и профессиональная педагогика

§ 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня

Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов

Разработка критериев в педагогике представляется достаточно трудоемкой в силу сложности и многообразности самого предмета педагогики. Основанием для выделения критериев воспитанности будущих специалистов могут быть понятия базовой и учебно-профессиональной культуры.

И

Критерий (греч. kriteriori) – существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо

сходя из культурологического подхода, одной из целей профессионального образования является формирование базовой культуры личности. Некоторые авторы понимают под базовой культурой минимум общих способностей челове-

ка, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически обусловленных дарований личности. Базовый компонент культуры человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, открывающему возможности для достижения гармонии с собой и окружающим миром. Базовая культура является инвариантным компонентом воспитания, которым должен овладеть современный специалист.

Учебно-профессиональная культура – это уровень овладения студентами и учащимися технологией профессионального образования, обусловленный степенью сформированности

у них профессиональной направленности, профессионального самосознания, мотивационно-ценностной основы учения, выражающейся в учебной активности, самодеятельности и успешности. Учебно-профессиональная культура является вариативным компонентом, содержание которого зависит от приобретаемой профессии. Критерии воспитанности современного специалиста графически можно представить в виде схемы 3.

Схема 3

Критерии выражаются в конкретных показателях. По каждому критерию воспитанности будущего специалиста можно выделить следующие показатели.

1. Гражданско-правовая воспитанность:

• философско-мировоззренческая подготовка;

2. Социально-экономическая воспитанность:

3. Сформированность духовно-нравственной культуры:

4. Художественно-эстетическая воспитанность:

5. Сформированность физической культуры и здорового образа жизни:

6. Сформированность учебно-профессиональной культуры:

Методы определения уровня воспитанности личности

Для определения уровня воспитанности личности будущего специалиста используются такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия.

Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие деятельности и поведения личности в ее целостности и динамическом развитии. Различают следующие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое. Наблюдение проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям оценки воспитанности личности. Результаты наблюдения (педагогические факты, явления, процессы) фиксируются в дневниках, картах наблюдения и других документах.

Беседы с обучающимися, их преподавателями, сокурсниками, друзьями, родителями помогают выяснить степень информированности воспитанников о нравственных нормах, причины их поступков, характер отношения к тем или иным фактам и событиям, уточнить взгляды, намерения и т. п. Беседы могут проводиться по заранее подготовленным вопросам или в свободной форме. Результаты беседы затем анализируются и обобщаются.

Психолого-педагогические опросники, тесты, анкеты в настоящее время находят широкое применение в изучении эффективности учебно-воспитательного процесса. Например, в профессиональной педагогике используются личностные опросники, анкеты для выявления личностных и профессионально важных качеств, тесты для определения особенностей темперамента, типа личности, индивидуального стиля деятельности, общей и профессиональной направленности личности и т. д. Эти методы позволяют выявить степень сформированности тех или иных способностей, черт характера, психологических свойств, общих и профессиональных качеств личности обучающегося. Описания таких методов содержатся в пособиях и рекомендациях по педагогической психологии.

Метод анализа заключается в изучении причин (предпосылок) возникновения тех или иных качеств личности. С этой целью изучаются анкетные данные учащихся, проводятся беседы с их родителями, учителями, друзьями. Сведения, полученные с помощью анализа, позволяют выявить скрытые качества личности, которые могут проявиться позднее.

Метод обобщения независимых характеристик состоит в сборе и анализе характеристик учащегося, полученных от его близких и знакомых с ним людей. Характеристики могут быть устными или письменными. Сопоставление полученных данных делает выводы об индивидуальных особенностях личности более обоснованными.

Социометрия позволяет получить сведения о межличностных отношениях учащихся, в которых проявляются те или иные качества их личности.

Изучение продуктов деятельности заключается в анализе результатов учебной, трудовой, научной, художественной, общественной деятельности учащегося. Характер различных аспектов деятельности (производительность, качество, оригинальность и т. д.) позволяет делать выводы об индивидуальных особенностях личности.

Создание проблемных ситуаций поведения помогает учащемуся проявить те или иные стороны своей индивидуальности, свидетельствующие о его воспитанности. Например, могут быть созданы ситуации самооценки, самокритики, проявления отношения к другим людям, разрешения конфликтов, выбора наиболее приемлемого варианта действий, влияния среды, принятия ответственности, риска, критики и др. Этот метод требует большого мастерства преподавателя.

При оценке уровня воспитанности обучающихся можно использовать, например, метод квалиметрии – количественной оценки качественных показателей. Так, если оценить каждый показатель воспитанности в баллах, то можно определить уровни гражданско-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной, художественно-эстетической воспитанности обучающихся.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте сущность и структурные компоненты процесса воспитания.

  2. Раскройте сущностные характеристики современных концепций и подходов к воспитанию.

  3. В чем цели, задачи и содержание воспитания будущих специалистов?

  4. Дайте характеристику закономерностей и принципов воспитания.

  5. Раскройте сущность понятия метода воспитания и способы классификации методоввоспитания.

  6. В чем заключаются особенности массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы?

  7. Раскройте сущность понятия «технология воспитания».

  8. Чем определяется выбор методов, форм и технологии воспитания?

  9. Дайте определение коллектива и раскройте признаки этого понятия.

  1. Какие виды коллективов могут быть представлены в профессиональных учебныхзаведениях?

  2. Покажите этапы формирования коллектива и способы управления им.

  3. Дайте характеристику организационной системе воспитания в профессиональномучебном заведении.

  4. По каким направлениям планируется воспитательная работа в профессиональномучебном заведении?

  5. Охарактеризуйте особенности воспитательной работы в общежитии.

  6. Составьте план воспитательной работы в общежитии.

  7. Каковы критерии и методы выявления воспитанности обучающихся в профессиональном учебном заведении?

Литература для самостоятельной работы

Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспит. работа в сред, специальном учеб, заведении: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 152с.

Маленкова Я.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. – М.: Пед. о-во России, 2002. - 480 с.

Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. / Под ред. Я.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989. – 335 с.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.

Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999. – С. 403-504.

Рожков М.С., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб, заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛА-ДОС», 2001. -256с.

Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 336 с.

Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Пед. о-во России, 2001. - 256 с.

Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 282-405.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 160 с.