§ 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
Критерии и показатели воспитанности будущих специалистов
Разработка критериев в педагогике представляется достаточно трудоемкой в силу сложности и многообразности самого предмета педагогики. Основанием для выделения критериев воспитанности будущих специалистов могут быть понятия базовой и учебно-профессиональной культуры.
И Критерий (греч. kriteriori) – существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо
ка, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически обусловленных дарований личности. Базовый компонент культуры человека есть его готовность и способность к жизненному самоопределению, открывающему возможности для достижения гармонии с собой и окружающим миром. Базовая культура является инвариантным компонентом воспитания, которым должен овладеть современный специалист.
Учебно-профессиональная культура – это уровень овладения студентами и учащимися технологией профессионального образования, обусловленный степенью сформированности
у них профессиональной направленности, профессионального самосознания, мотивационно-ценностной основы учения, выражающейся в учебной активности, самодеятельности и успешности. Учебно-профессиональная культура является вариативным компонентом, содержание которого зависит от приобретаемой профессии. Критерии воспитанности современного специалиста графически можно представить в виде схемы 3.
Схема 3
Критерии выражаются в конкретных показателях. По каждому критерию воспитанности будущего специалиста можно выделить следующие показатели.
1. Гражданско-правовая воспитанность:
• философско-мировоззренческая подготовка;
политическая культура, воспитанность в духе мира и ненасилия;
гражданская зрелость, национальное самосознание;
патриотизм, толерантность, культура межнационального общения;
правовая культура, отрицательное отношение к противоправным поступкам;
активное участие в общественно-политической жизни.
2. Социально-экономическая воспитанность:
сформированное^ активной жизненной позиции;
адаптированность к жизни в условиях рыночной экономики;
экономическая культура (экономические знания, современное экономическое мышление, навыки экономического поведения);
потребительская культура;
заинтересованное отношение к своему профессиональному учебному заведению, желание участвовать в органах студенческого самоуправления.
3. Сформированность духовно-нравственной культуры:
гуманность, доброта, терпимость, сострадательность;
духовное богатство личности обучающегося;
готовность к сотрудничеству и взаимопомощи;
Сформированность духовно-нравственного идеала;
экологическая культура;
готовность к семейной жизни, Сформированность представления о семьекак основной ячейке общества, ее роли, функциях и способах планирования.
4. Художественно-эстетическая воспитанность:
Сформированность художественно-эстетических чувств;
художественно-эстетическая образованность;
художественно-эстетический вкус;
Сформированность художественно-эстетического идеала;
активное участие в художественно-эстетической деятельности,
5. Сформированность физической культуры и здорового образа жизни:
физическая образованность;
валеологическая культура;
потребность в физическом развитии и занятиях физкультурой и спортом;
развитость основных двигательных качеств;« ориентация на здоровый образ жизни;
активное участие в занятиях по физкультуре, туризму и спорту.
6. Сформированность учебно-профессиональной культуры:
профессиональная направленность;
профессиональное самосознание;
Сформированность профессиональной этики и профессионально важныхличностных качеств;
потребность в постоянном профессиональном росте;
учебная культура, индивидуальный стиль учебной деятельности;
компьютерная грамотность, информационная культура;
трудолюбие, положительное отношение к различным видам труда;
творческое отношение к труду как жизненной и социальной ценности.
Методы определения уровня воспитанности личности
Для определения уровня воспитанности личности будущего специалиста используются такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, социометрия, создание проблемных ситуаций поведения, анализ поступков обучающихся, квалиметрия.
Педагогическое наблюдение – это непосредственное восприятие деятельности и поведения личности в ее целостности и динамическом развитии. Различают следующие виды наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое. Наблюдение проводится с конкретной целью по определенной программе и критериям оценки воспитанности личности. Результаты наблюдения (педагогические факты, явления, процессы) фиксируются в дневниках, картах наблюдения и других документах.
Беседы с обучающимися, их преподавателями, сокурсниками, друзьями, родителями помогают выяснить степень информированности воспитанников о нравственных нормах, причины их поступков, характер отношения к тем или иным фактам и событиям, уточнить взгляды, намерения и т. п. Беседы могут проводиться по заранее подготовленным вопросам или в свободной форме. Результаты беседы затем анализируются и обобщаются.
Психолого-педагогические опросники, тесты, анкеты в настоящее время находят широкое применение в изучении эффективности учебно-воспитательного процесса. Например, в профессиональной педагогике используются личностные опросники, анкеты для выявления личностных и профессионально важных качеств, тесты для определения особенностей темперамента, типа личности, индивидуального стиля деятельности, общей и профессиональной направленности личности и т. д. Эти методы позволяют выявить степень сформированности тех или иных способностей, черт характера, психологических свойств, общих и профессиональных качеств личности обучающегося. Описания таких методов содержатся в пособиях и рекомендациях по педагогической психологии.
Метод анализа заключается в изучении причин (предпосылок) возникновения тех или иных качеств личности. С этой целью изучаются анкетные данные учащихся, проводятся беседы с их родителями, учителями, друзьями. Сведения, полученные с помощью анализа, позволяют выявить скрытые качества личности, которые могут проявиться позднее.
Метод обобщения независимых характеристик состоит в сборе и анализе характеристик учащегося, полученных от его близких и знакомых с ним людей. Характеристики могут быть устными или письменными. Сопоставление полученных данных делает выводы об индивидуальных особенностях личности более обоснованными.
Социометрия позволяет получить сведения о межличностных отношениях учащихся, в которых проявляются те или иные качества их личности.
Изучение продуктов деятельности заключается в анализе результатов учебной, трудовой, научной, художественной, общественной деятельности учащегося. Характер различных аспектов деятельности (производительность, качество, оригинальность и т. д.) позволяет делать выводы об индивидуальных особенностях личности.
Создание проблемных ситуаций поведения помогает учащемуся проявить те или иные стороны своей индивидуальности, свидетельствующие о его воспитанности. Например, могут быть созданы ситуации самооценки, самокритики, проявления отношения к другим людям, разрешения конфликтов, выбора наиболее приемлемого варианта действий, влияния среды, принятия ответственности, риска, критики и др. Этот метод требует большого мастерства преподавателя.
При оценке уровня воспитанности обучающихся можно использовать, например, метод квалиметрии – количественной оценки качественных показателей. Так, если оценить каждый показатель воспитанности в баллах, то можно определить уровни гражданско-правовой, социально-экономической, духовно-нравственной, художественно-эстетической воспитанности обучающихся.
Вопросы и задания для самоконтроля
Охарактеризуйте сущность и структурные компоненты процесса воспитания.
Раскройте сущностные характеристики современных концепций и подходов к воспитанию.
В чем цели, задачи и содержание воспитания будущих специалистов?
Дайте характеристику закономерностей и принципов воспитания.
Раскройте сущность понятия метода воспитания и способы классификации методоввоспитания.
В чем заключаются особенности массовых, групповых и индивидуальных форм воспитательной работы?
Раскройте сущность понятия «технология воспитания».
Чем определяется выбор методов, форм и технологии воспитания?
Дайте определение коллектива и раскройте признаки этого понятия.
Какие виды коллективов могут быть представлены в профессиональных учебныхзаведениях?
Покажите этапы формирования коллектива и способы управления им.
Дайте характеристику организационной системе воспитания в профессиональномучебном заведении.
По каким направлениям планируется воспитательная работа в профессиональномучебном заведении?
Охарактеризуйте особенности воспитательной работы в общежитии.
Составьте план воспитательной работы в общежитии.
Каковы критерии и методы выявления воспитанности обучающихся в профессиональном учебном заведении?
Литература для самостоятельной работы
Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспит. работа в сред, специальном учеб, заведении: Учеб. пособ. для студентов пед. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 152с.
Маленкова Я.И. Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. – М.: Пед. о-во России, 2002. - 480 с.
Методика воспитательной работы: Учеб. пособ. / Под ред. Я.И. Рувинского. – М.: Просвещение, 1989. – 335 с.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
Профессиональная педагогика: Учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С.Я. Батышева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Ассоц. «Профессиональное образование», 1999. – С. 403-504.
Рожков М.С., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособ. для студентов высш. учеб, заведений. – М.: Гуманитарный изд. центр «ВЛА-ДОС», 2001. -256с.
Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 336 с.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Пед. о-во России, 2001. - 256 с.
Сластенин ВА., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. - С. 282-405.
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 160 с.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий