§ 7. Воспитательная работа в общежитии
Особенности воспитательного процесса в общежитии
Организация воспитательной работы в общежитии – составная часть системы воспитания профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения, совершенствование нравственного и эстетического воспитания учащихся.
В настоящее время большинство профессиональных учебных заведений имеют общежития, которые для проживающих в них становятся на время учебы вторым домом. Работа в общежитии имеет свои особенности, которые необходимо учитывать педагогам.
Приехавшие в чужой город подростки или молодые люди оказываются в новой социальной роли. Происходит естественное уменьшение влияния семьи и близких родственников на их нравственное развитие и повышается влияние сверстников.
Необходимо учитывать то, что отрыв студентов и учащихся от семьи часто вызывает у них сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому очень важно организовать в общежитии нормальную жизнедеятельность.
Необходимо изучить особенности проживающих в общежитии. Контингент общежитий может в значительной степени формироваться из сельской молодежи. Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Сельская молодежь, попадая в город, стремится как можно скорее освоить специфику городской жизни. Город создает у ребят иллюзию взрослости.
На первых порах молодые люди испытывают недостаток общения. Поэтому важно правильно организовать досуг учащихся. Однако многие из числа обучающихся удовлетворяют свою потребность в коллективном общении в процессе учебы в стенах учебного заведения. Иногда увеличение контактов приводит к тому, что возникает естественное желание уединиться, изолироваться, заняться любимым делом.
Практика показывает, что в общежитии необходимы специальные помещения, где ребята могли бы удовлетворить свои личные запросы, – своеобразная зона культурно-массовой работы. Проживающие в общежитии, стараясь компенсировать ослабленные связи с родителями, испытывают выраженную потребность в общении со взрослыми. Однако установить этот контакт удается не каждому: возрастная дистанция, специфичность отдельных проблем, боязнь прослыть подхалимом и прочие условности служат значительной преградой. Общение со взрослым высоко ценится среди учащихся, особенно на первых курсах. Многие чувствуют, какое значение имеют для них отношения с педагогом, особенно, если собственные попытки разобраться в себе заводят в тупик.
Общение между педагогами и проживающими в общежитии может быть успешным, если обеспечиваются следующие условия:
сотрудничество между педагогами, основу которого составляет единая педагогическая позиция;
интеллектуальный фон;
действенное самоуправление;
четкий распорядок дня;
взаимодействие с родителями.
Организация воспитательной работы в общежитии
Анализ сложившейся практики позволяет отметить в деятельности воспитателя общежития следующие необходимые направления.
Изучение контингента. Не зная индивидуальных особенностей проживающих в общежитии, невозможно добиться положительных результатов в воспитательной работе. Это процесс долговременный и охватывает весь период пребывания учащихся в общежитии.
Планирование работы. Программа педагогических действий устанавливает содержательную и временную последовательность их осуществления, позволяет определить пути совершенствования системы воспитания.
Воспитание в коллективе. Организуя коллектив, воспитатель создает условия для успешного решения педагогических задач не только силой своего авторитета, но и воздействием общественного мнения.
Воспитание сознательной дисциплины. С первых дней воспитатель совместно с администрацией устанавливает твердый режим и четкий внутренний распорядок проживания, которые неукоснительно должны выполняться проживающими в общежитии, приучает их заботиться о чистоте и порядке в помещении. Воспитатель не только поощряет дисциплинированное поведение, но и в случае нарушений применяет меры наказания.
Организация деятельности. Работа с коллективом проживающих в общежитии (досуговая, бытовая, художественно-эстетическая и учебная деятельность) – важнейший участок воспитательного процесса в общежитии.
Создание морального климата в коллективе. Доброжелательная атмосфера в коллективе создает благоприятную почву для реализации способностей и возможностей личности.
Таким образом, организация воспитательной работы в общежитии требует четкого распределения обязанностей между членами педагогического коллектива.
Планирование воспитательной работы в общежитии
Работа воспитателя в общежитии начинается с изучения нормативных документов и своих должностных обязанностей. Целесообразно познакомиться с функциями сотрудников, с которыми придется налаживать совместную работу. Важно изучить индивидуальные особенности проживающих в общежитии.
В общежитии необходимо развитое ученическое самоуправление. Совет общежития, в состав которого входят представители каждой проживающей в нем учебной группы, сразу же, с первых дней после избрания, следует привлекать к принятию самостоятельных решений, управлению коллективом, контролю за поведением учащихся. Совет общежития делится на секторы по основным направлениям работы: бытовой, культурно-массовый, спортивно-массовый и т.д. На своих заседаниях совет рассматривает различные вопросы организации быта и досуга, выполнения учащимися режима, организации самоподготовки, заслушивает отчеты ответственных за секторы, старост блоков и комнат, поощряет и наказывает учащихся1.
Один из элементов самообразовательной деятельности – самоподготовка в общежитии. Это специфический режимный момент, в котором сочетаются как учебные, так и воспитательные задачи. Если самоподготовка правильно организована, то у проживающих в общежитии формируются навыки самостоятельного труда, умения самим добывать новые знания, работать с учебной книгой, справочной литературой.
Важным аспектом деятельности воспитателя является организация совместных с преподавателями действий, направленных на обеспечение стабильности успешного выполнения учащимися самостоятельных учебных заданий во время самоподготовки. Для достижения успеха в этой работе необходимо учитывать следующее:
формирование у обучающихся навыков и умений учебного труда должно стать одним из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива;
одна из задач воспитания – формирование потребности к самообразованию;
необходимо не только разъяснять обучающимся важность соблюдения режима самоподготовки, но и контролировать его выполнение.
Рекомендуется организовать в общежитии группы взаимопомощи. На каждом этаже оформляются и оборудуются комнаты для занятий.
Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований в учебной работе. Поэтому воспитатель общежития совместно с комендантом, хозяйственными службами должен обеспечить соответствующие условия (соблюдение правил личной гигиены, регулярное проветривание, чистоту окон и т. д.).
Организация быта и досуга в общежитии
Для успешного решения учебно-воспитательных задач большое значение имеет культура быта, четкая упорядоченность всех его элементов.
Задача воспитателей в общежитии – создать четкую систему трудового воспитания. Для ее успешного функционирования необходим ряд условий: доброжелательное отношение к проживающим; воспитание у обучающихся готовности воспринимать воздействия педагога и правильно реагировать на них; всеобщность и обязательность труда, разнообразие видов, методов и форм организации труда; понимание конечной цели каждого трудового задания и заинтересованность в его выполнении. При этом основной вид деятельности обучающихся – самообслуживание. Приобретение опыта работы в среде сверстников помогает каждому оценить собственные возможности.
Дежурство должно быть организовано с первого дня заселения в общежитие. Специально оформленные листки с перечнем прав и обязанностей дежурных вывешиваются на каждом этаже, на видном месте. Результаты труда дежурных зависят от единства требований и контроля. По линии самоуправления организация дежурства является задачей совета проживающих в общежитии и профкома (ученического, студенческого).
Тщательной подготовки требует организация субботников. С активом обсуждается предстоящая задача, совместно с ним определяется порядок проведения субботника: объекты, ответственные, подведение итогов.
Организуя работу по самообслуживанию, воспитатель должен принимать во внимание не только конечный результат труда, но и отношения, которые сложились в коллективе в процессе этой деятельности.
Формирование культуры молодого специалиста тесно связано со сферой досуга, система организации которой в учебном заведении предполагает выявление, развитие и формирование широких и устойчивых интересов обучающихся.
Ведущий мотив в жизни и деятельности молодого человека – самоутверждение в коллективе, желание добиться признания в среде сверстников. Если ему удается реализовать себя, он живет в мире и согласии с теми, кто его окружает, если нет – он либо замыкается, либо становится агрессивным, либо стремится создать свой особый мир, в котором чувствует себя защищенным.
Чтобы работа по организации досуга была эффективной, воспитателю необходимо позаботиться о взаимодействии с социальными и воспитательными учреждениями, способными оказать необходимую помощь, обеспечить условия для проведения культурных мероприятий. Следует учесть: если воспитатель акцентирует внимание на создании и укреплении традиций, то мероприятия в рамках этих традиций проходят на высоком уровне.
Эпизодические, пусть даже блестяще подготовленные мероприятия не могут решить всех воспитательных задач, которые стоят перед педагогом. Необходима хорошо продуманная система работы, предусматривающая опору на традиции и создание духовной атмосферы. Для разработки такой системы необходимы комплексные мероприятия, которые предусматривают реализацию нескольких задач воспитания в их взаимосвязи, что позволяет осуществить воздействие на коллектив в целом и на каждую личность в отдельности. В процессе подготовки и проведения комплексного мероприятия укрепляются межличностные связи, создаются условия для самовыражения обучающихся, повышения уровня их общей культуры.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий