3. Условия формирования творческих художественных способностей.
Для развития творчества в любых видам художественной деятельности детям необходимо получить разнообразные впечатления от окружающей жизни, природы, познакомится с произведениями искусства (изобразительного, музыкального, литературного, архитектурой, народным искусством), приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности. Необходимо освоение богатого художественного опыта, как на занятиях, уроках, так и в повседневной жизни (на прогулках, в разнообразных играх, при знакомстве с произведения искусства). Важным условием успешного развития художественно-творческих способностей детей является изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и в этой связи осуществление индивидуального подхода. На основе наблюдений за детьми и анализа их деятельности и ее продукта мы составляли характеристики каждого ребенка. Руководство художественно-творческими деятельностями детей, основанными на интеграции различных видов искусства, должно осуществляться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и то же явление, образ действительности или воображения в разных видах художественной деятельности передается разными средствами. Одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и формирование его художественно- творческих способностей – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре изобразительной, конструктивной, театрализованной, музыкальной, которые могут при их оптимальном осуществлении обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием. Важным условием детского художественного творчества является создание эстетической среды в группах детского учреждения, в классах школы.
- Тема 1.1 Изобразительная деятельность как фактор развития личности ребенка дошкольника. Семинар 1.1.1. «Значение изобразительной деятельности во всестороннем развитии ребенка – дошкольника».
- 1.Сенсорные основы изобразительной деятельности.
- 2.Психолого-физиологические основы изобразительной деятельности.
- 3.Значение изобразительной деятельности в умственном, эстетическом, нравственно-трудовом развитии и воспитании дошкольников.
- 4. Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Значение изобразительной деятельности для подготовки ребенка к школе.
- Семинар 1.1.2. «Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника».
- 1.Понятие общих и специальных способностей. Способность к изобразительной деятельности».
- 2.Физиологические и психологические основы способностей.
- 3. Условия формирования творческих художественных способностей.
- Анализ исследований по проблеме развития способностей.
- 2. Психолого-педагогические аспекты сенсорного развития детей.
- 3.Обследование изображаемых предметов как метод и как одна из задач обучения детей изобразительной деятельности.
- 4. Раскрыть сущность и соотношение понятий.
- 5. Методика формирования сенсорного опыта, значение его для овладения изобразительной деятельностью, развития самостоятельности и творчества детей.
- 1.Задачи программ по сенсорному воспитанию в каждой возрастной группе.
- Обследование в старшей группе. Изображение кошки с натуры.
- Обследование в подготовительной группе. Скульптура малых форм.
- Тема 1.3. Художественное воспитание детей средствами изобразительного искусства.
- 1.Специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве. Средства выразительности в изобразительном искусстве. Возможности воспитательного воздействия искусства на людей.
- 3.Методика ознакомления детей с произведениями искусства.
- 4. Своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).
- 5. Ознакомление детей со скульптурой малых форм.
- 6. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства («Детство», «Радуга», «Программа воспитания и обучения в детском саду»).
- Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей.
- 2.Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций.
- 3.Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о выразительных средствах иллюстрации.
- Тема 1.4.Методика развития изобразительного творчества детей на занятиях и вне занятий.
- 1.Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
- 2.Виды игровых приемов, применяемых в обучении детей изобразительной деятельности.
- 3.Методика использования игровых приемов в разных структурных частях занятия.
- 4.Своеобразие использования игровых приемов в разных типах занятий.
- 5.Особенности игровых приемов и их применение в разных возрастных группах (младшей, средней и старшей).
- 6.Значение использования игровых приемов для становления изобразительной деятельности и развития творчества у детей.