6. Темперамент и его структура. Природа темперамента. Индивидуальный стиль деятельности
Темперамент как динамическое свойство. Структура темперамента.
Теории темперамента: гуморальные (Гиппократ, И. Кант), конституциональные (Э. Кречмер) и нейрофизиологические (И. Павлов).
Феноменология темперамента. Возможности коррекции темперамента.
Связь темперамента и деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности, в том числе учебной.
Учет темперамента ребенка в педагогическом взаимодействии.
Литература
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 215-223.
Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С. 374-396.
Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 22-35.
Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 2000. - С. 313-366.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб: “Питер”, 1998. - С. 613-620.
Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 439-453.
- Уважаемые выпускники!
- Желаем успехов!
- Объяснительная записка
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «психология»
- 1. Сознание человека. Гипотеза а.Н. Леонтьева о происхождении сознания
- 2. Культурно-историческая концепция л.С. Выготского о происхождении высших психических функций
- 3. Восприятие как чувственная ступень познания. Индивидуальные особенности восприятия и их роль в учебной деятельности школьника
- 4. Мышление как рациональная ступень познания. Индивидуальные особенности мышления и их роль в учебной деятельности школьника
- 5. Память и ее процессы. Биологические основы памяти. Характеристика этапов переработки информации. Проблема эффективности памяти
- 6. Темперамент и его структура. Природа темперамента. Индивидуальный стиль деятельности
- 7. Проблема характера в психологии. Структура характера. Теория черт. Типологический подход к характеру. Проблема развития характера
- 8. Эмоции и их функции. Природа эмоций. Влияние эмоций на деятельность. Эмоциональные состояния. Стресс
- 9. Характеристика личности как социальной сущности человека. Детерминанты развития личности
- 11. Источники и движущие силы психического развития человека
- 12. Законы и закономерности психического развития
- 13. Сравнительный анализ психического развития ребенка в периоды раннего и дошкольного детства. Психологическое сопровождение ребенка в эпохи раннего и дошкольного детства
- 14. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Особенности психологического сопровождения ребенка младшего школьного возраста
- 15. Сравнительная характеристика психического развития подростков и старшеклассников. Психологическое сопровождение развития в подростковом и юношеском возрастах.
- 16. Психологические особенности людей периодов молодости, взрослости и старости. Специфика оказания помощи людям данных возрастов.
- 17 Cоциальная психология образования
- 18. Специализированные методы социальной психологии в психолого-педагогической практике
- 19. Социально-психологический климат коллектива
- Виды психологического консультирования
- 21. Требования к профессии психолога-консультанта
- 22. Профотбор и профподбор: цели и задачи. Проблемы профпригодности
- 23. Типы профессиональных планов. Психологическая помощь старшеклассникам в разработке личного профессионального плана
- 24 Развитие субъекта труда
- 25. Мотивация трудовой деятельности
- 26. Психологическая коррекция и развитие как направление работы педагога- психолога.
- 27. Основные требования к составлению и содержанию коррекционных, развивающих программ
- Клиническая психология как разновидность деятельности практического
- 29. Нейропсихологические аспекты психолого-педагогической деятельности
- 30. Психологические аспекты психотерапии
- 31. Психология семьи и семейное консультирование
- 32 Нарушения психического развития у детей
- 33 Современная система специального образования в России
- 34. Психологический тест как объективное измерение особенностей интеллекта
- Диагностические возможности опросников и проективных методик в обследовании личности ребенка.
- Содержание программы государственного экзамена и рекомендуемая литература раздел «педагогика»
- Профессиональная деятельность и личность педагога
- Педагогика как общественная наука. Связь педагогики с другими науками
- Литература:
- Методология педагогики и методы научно-педагогического исследования
- Литература:
- Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен
- Литература:
- Педагогический процесс
- 7. Законы, закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 8. Содержание образования в современной российской школе
- Литература:
- 9. Обучение в целостном педагогическом процессе
- 10. Деятельность педагога и учащегося в процессе обучения
- 12. Урок как основная форма обучения
- 13. Диагностика, контроль и оценивание в обучении
- 14. Технологии обучения. Характеристика и анализ одной из соременных технологий обучения (по выбору)
- 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе
- 17. Концепции воспитания личности. Характеристика и анализ одной из современных отечественных концепций воспитания (по выбору)
- 18. Организация воспитательного процесса в школе
- Литература:
- 19. Педагогическое взаимодействие в воспитании
- Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей
- 21.Воспитательные системы. Характеристика и анализ одной из современных авторских систем воспитания (по выбору)
- 22. Коллектив как объект и субъект воспитания
- 23. Воспитательная деятельность классного руководителя
- 24. Система методов обучения и воспитания.
- 25. Система средств обучения и воспитания
- 26. Образовательная политика рф
- Литература:
- 27. Образовательная система рф
- 28. Основы управления педагогическими системами
- 29. Школа как педагогическая система и объект управления
- 30. Новая этика отношения к детству. Права ребенка и их соблюдение в образовательных учреждениях.
- 31. Ян Амос Коменский - основоположник педагогической науки
- 32. Константин Дмитриевич Ушинский – основатель отечественной педагогической науки
- 33. Антон Семенович Макаренко о семейном воспитании
- 34. Василий Александрович Сухомлинский - педагог-гуманист
- 35. Тенденции развития мирового образовательного процесса
- Вопросы для подготовки к государственному экзамену раздел «педагогика»