Высшее профессиональное образование
Профессиональная подготовка людей, имеющих нарушения слуха, в высших учебных заведениях осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОСВО) определенного направления или специальности.
При их поступлении в высшие учебные заведения сразу же обнаруживаются характерные трудности. Во-первых, недостаточный для вузовского обучения уровень развития навыков чтения и организационных навыков, что проявляется в неподготовленности к самостоятельной работе с литературой, неумении ориентироваться в полученной из разных источников информации, находить необходимый материал, обобщать тематическую информацию. Во-вторых, неумение рационально планировать время, отведенное на подготовку домашних заданий, курсовых работ и проектов, в ре-> зультате чего нужный объем работы не выполняется в указанные сроки.
Студенты с нарушенным слухом, обучающиеся в вузах, почти неизбежно сталкиваются с определенными образовательными потребностями, а скорее, затруднениями, обусловленными первичным дефектом. Выделим наиболее значимые из них.
Неполное восприятие и понимание учебного материала, что за-| висит от готовности пользоваться индивидуальными слуховыми I аппаратами и от овладения навыками слухозрительного восприятия речи, а при невозможности слухопротезирования — от разви-| тия навыков чтения с губ. В случае восприятия учебного материала 1с помощью сурдоперевода студентов затрудняет конспектирова-: ние лекционных и семинарских занятий, так как им приходится [одновременно следить за преподавателем, сурдопереводчиком и делать собственные записи.
Коммуникативные особенности речевого поведения, затрудняющие общение с преподавателями и слышащими студентами. |У студентов со слуховыми дефектами, особенно младших курсов,
На качестве обучения студентов со слуховыми дефектами благоприятно сказывается оборудование помещений звукоусиливающей аппаратурой, что позволяет использовать резервы слуха, содействует повышению возможностей слухозрительного восприятия устной речи. В штат учебного заведения, где учатся студенты со слуховыми дефектами, должна быть включена должность сурдопедагога.
Готовясь к лекциям и практическим занятиям, преподаватели продумывают их построение, а также речевой состав (используемые слова, термины, синтаксические конструкции), отбирают отдельные фрагменты для записи на доске нового материала и для устных разъяснений. Важную роль играет использование наглядных пособий. Однако при этом следует учитывать, что студенты с нарушенным слухом не могут одновременно воспринимать демонстрацию, слухозрительно или зрительно следить за объяснением преподавателя и смотреть на сурдопереводчика. В связи с этим надо тщательно обдумывать последовательность действий (сначала предъявлять наглядные пособия, а затем давать объяснения). Целесообразно применять наглядные средства, имеющие световую сигнализацию.
Продуктивной деятельности глухих и слабослышащих студентов при проведении учебных занятий способствует взаимосвязь при введении теоретического и практического материалов; вариативные методы обучения; организация самостоятельной работы; регулярность контроля усвоенных знаний, умений и навыков. Повышение качества усвоения содержания обучения также может обеспечить смена форм организации учебной деятельности. Так, лабораторные и практические занятия со студентами, имеющими слуховые дефекты, могут проводиться с использованием бригадных форм работы; состав бригад комплектуется на основе учета особенностей речевого развития.
Особое внимание в обучении глухих и слабослышащих студентов уделяется совершенствованию навыка самостоятельной работы, что помогает развитию речи, мыслительных способностей, творческой инициативы. Формирование самостоятельности — один из значимых компонентов целостной системы обучения лиц с нарушенным слухом, содействующий углублению теоретических знаний, получаемых на лекциях или при работе с литературными источниками, стремлению к овладению знаниями и практическими умениями в ходе индивидуальной познавательной деятельности. На занятиях со студентами используются различные варианты самостоятельных работ, элементы самостоятельности предусматриваются самим содержанием заданий, эффективными формами контроля.
Проверку качества усвоения учебного материала рекомендуется проводить в письменном виде — написании самостоятельных и контрольных работ. В группах студентов с нарушенным слухом прак-
Высшее профессиональное образование позволяет человеку со слуховым дефектом реализовать свои творческие способности, овладеть профессией и наравне со слышащими гражданами участвовать в культурной, социальной, трудовой и духовной жизни общества. Оно включает в себя довузовское, вузовское и послевузовское образование через аспирантуру, повышение квалификации и переподготовку.
Довузовская подготовка помогает адаптации молодежи, имеющей нарушения слуха, к новым для нее условиям обучения в общем потоке студентов, общению с преподавателями и товарищами по учебе.
Наиболее распространенными формами подготовки неслыша-щих людей к учебе в высшем учебном заведении являются:
подготовительные отделения в вузах, где абитуриентам со слуховыми дефектами оказывается определенная помощь в профессиональном определении и по многим другим учебным и организационным вопросам;
специальные центры помощи инвалидам, обучающимся на разных факультетах и отделениях (такой центр действует в МГТУ им. Н. Э. Баумана);
особые подразделения в вузах, ведущие профессионально-разъяснительную, профессионально-ориентационную и коррек-ционную работу, сочетающую социальные, психические и медицинские аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушениями слуха.
Сложилось несколько направлений деятельности по подготов-\ ке абитуриентов со слуховой недостаточностью:
разъяснительная и консультативная работа по выявлению мотивов выбора данного вуза;
обучение на подготовительных курсах для повышения качества знаний, подготовки к вступительным экзаменам;
- собеседование с членами приемной комиссии факультета в | целях оказания рекомендательной помощи абитуриентам по выбору направлений, специальностей и специализаций;
- организационно-адаптационная работа по подготовке к вступительным экзаменам — разъяснение правил проведения экзаменов, требований к абитуриентам, определение мер помощи, включая сурдоперевод, и т.д.
Организация образовательного процесса. В высших учебных заведениях России, где учатся люди с нарушенным слухом, создаются условия, обеспечивающие им равные возможности в получении интегрированного многоуровневого высшего профессионального образования по широкому спектру направлений и специальностей.
При изучении и разработке проблем вузовской подготовки лиц со слуховой недостаточностью исходят из того, что возни-
часто возникают психологические барьеры, обусловленные незнанием и неумением использовать правила, приемы и средства общения, оценивать потребности собеседника, выстраивать и реа-лизовывать модели межличностных связей. Глухие и слабослышащие студенты, закончившие специальные образовательные учреждения, из-за необходимости поддержания постоянных речевых контактов с сокурсниками и преподавателями нередко испытывают психоэмоциональный стресс, на фоне которого возможно усугубление специфических трудностей общения, появление чувства страха. Из-за невнятности собственной устной речи они часто избегают непосредственных речевых контактов со слышащими людьми. Вместе с тем и у слышащих существуют определенные проблемы с пониманием их речи.
Интегрированное обучение студентов со слуховыми дефектами в вузах способствует мотивации общения, совершенствованию их коммуникативных умений, расширению круга общения. В этом смысле для глухих и слабослышащих наиболее значимым является отношение членов их социального окружения, студентов из групп, в которых они занимаются.
На протяжении всего периода обучения в вузе предусматривается комплексная поддержка студентов со слуховой недостаточностью, включающая помощь различной направленности:
техническую — создание радиоклассов, использование индивидуальных радиосредств, таких, как диктофоны, индивидуальные слуховые аппараты и т.д.;
психологическую — система мер, способствующая психологической разгрузке, включающая приемы психотерапии, психоанализа, психокоррекции;
социальную в разнообразных видах — социальные выплаты, выделение материальной помощи, решение вопросов стипендиального обеспечения, назначение целевых стипендий разного уровня;
социокультурную — привлечение к участию в культурных, творческих, спортивных и других общественных мероприятиях;
информационную — доступ к библиотечным фондам, обеспечение индивидуальными услугами сети Интернет;
педагогическую — сурдоперевод, помощь в составлении конспектов лекционных занятий, тьюторинг, включающий проведение индивидуальных и групповых консультаций и занятий;
специальную — аудиологическое обследование слуховой функции, качественное слухопротезирование, обеспечивающее достижение максимальной разборчивости речи и предотвращающее негативные ощущения (головная боль, усталость, раздражение от громких звуков).
545
544
18 Андреева
кающие у них особые потребности касаются восприятия и доступа к информации, а также ситуаций общения.
В Федеральном законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96 г. указывается, что профессиональное образование инвалидов, в число которых входят и лица с нарушенным слухом, осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом на основе профессиональных программ, адаптированных для обучения инвалидов. При этом введение специальных стандартов не допускается, так как только при выполнении единых для всех обучаемых нормативов они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего образования, в том числе и лиц со слуховыми дефектами, и создает основы для обеспечения необходимого качества обучения, для поддержания единого образовательного пространства на всей территории страны. На основе отраженных в нем нормативных требований созданы система мониторинга и комплексные научно-методические учебные материалы, обеспечивающие их реализацию.
Изучение, обобщение и систематизация накопленного опыта вузовского обучения лиц с нарушенным слухом подтверждают, что в высшей школе интеграция становится уже не только целью, но и средством их реабилитации. Неслучайно поэтому в основу организации образовательного процесса положено вариативное по форме интегрированное обучение студентов, имеющих нарушения слуха, ориентированное на совместное со слышащей молодежью взаимодействие в ведущих видах деятельности — познавательной и профессионально-трудовой.
Интегрированное обучение инвалидов по слуху содействует их включению в культурный социум, в разнообразные формы студенческого самоуправления. Такая организация образовательного процесса, учитывающая медицинские, психофизиологические и другие показатели, обеспечивает гибкость выбора форм организации обучения. Так, в МГТУ им. Н. Э. Баумана обучение студентов с нарушенным слухом на I курсе проходит по единому учебному плану для всех специальностей. После этого по результатам успеваемости и в соответствии с рекомендациями специалистов, оценивающих индивидуальные возможности студентов-инвалидов, а также с учетом их пожеланий осуществляется распределение по предлагаемым для дальнейшего обучения специальностям и формам обучения — полная интеграция, обучение в специальных группах, смешанное инклюзивное обучение.
В течение 3 лет вузовского обучения достигается социальная и профессиональная адаптация студентов с получением базового высшего образования. На следующем этапе, продолжающемся
4 года, обучение проходит в интегрированной форме; по его окончании студенты получают степень бакалавра, а затем — инженера-специалиста или магистра.
Технологии высшего профессионального образования людей со слуховой недостаточностью. В современной отечественной и зарубежной сурдопедагогике особое внимание уделяется разработке технологий высшего профессионального образования молодежи со слуховыми дефектами, что взаимосвязано с успешностью интегрированного обучения и существования, а также профессиональной деятельностью на общем рынке труда.
В практике обучения лиц со слуховыми дефектами в высшей школе общепризнанными стали ординарные технологии обучения (ОТО): сурдоперевод, записывание лекций, использование надписей на экране (титров), а также демонстрация диапозитивов и диафильмов и др. Применение таких технологий частично облегчает доступ к информации. Вместе с тем усиливается ориентация на интенсивные и высокие технологии обучения, разрабатываются новые специальные средства и методы, способствующие полноценному восприятию учебной информации.
Интенсивные технологии обучения (ИТО) включают компьютерные технологии, технологии проблемной ориентации, графического, матричного и стенографического сжатия информации {опорный конспект), тотальной индивидуализации и др.
Высокие технологии обучения (ВТО) предусматривают:
дедуктивные и системно-структурные способы подачи учебного материала, ориентированные на учет психофизиологических особенностей обучающихся;
мультимедиа-технологии, реализуемые на основе специально структурированных баз данных, электронных пособий и учебников, адаптированного программно-аппаратного обеспечения;
мультимедиа-технологии в реализации непосредственного контакта педагога и студента (голос, жест);
технологии дистанционного обучения, разрабатываемые на основе Интернет-системы и т.д.
Специальные образовательные и реабилитационные технологии, включающие систему средств, методов обучения, общих и частных методик, обеспечивают:
усвоение профессионально-образовательных программ;
компенсацию ограничений жизнедеятельности, обусловленных нарушением слуха;
единство образовательных и реабилитационных процессов в профессиональной подготовке лиц с нарушенным слухом (среди них — использование систем распознавания речи, текстовое сопровождение речи преподавателя и др.).
Для студентов с нарушенным слухом, обучающихся в технических вузах в системе непрерывного многоуровневого интегри-
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524