logo search
Методика обучения ИЯ

3. Классификация условно-речевых упражнений по способу их выполнения

По данному критерию различают четыре вида условно-речевых упражнений репродуктивного характера: имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные. Под способом выполнения понимается то действие, которое должен произвести с речевым материалом говорящий, чтобы выполнить свою речевую задачу.

Имитативными условно-речевыми упражнениями называются такие, при выполнении которых учащийся для выражения определённой мысли находит речевые единицы в нужных формах в реплике учителя и использует их, не изменяя.

Подстановочные условно-речевые упражнения характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в структуру какой-либо грамматической формы.

Трансформационные условно-речевые упражнения предполагают определённую трансформацию реплики.

Собственно репродуктивные условно-речевые упражнения предполагают полностью самостоятельное воспроизведение в репликах учащихся той грамматической формы, которая усвоена в предыдущих упражнениях.

Итак, первичной классификацией для обучения является классификация по способу выполнения, так как становление навыка зависит от тех действий, которые производит учащийся с речевым материалом, и от того, как он их производит.

Под подлинно речевыми понимаются упражнения в естественной коммуникации в различных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме). Естественная речевая коммуникация представляет собой обмен информацией, мотивированный целями и условиями обучения. В искусственных школьных условиях овладения иностранным языком этот тип упражнений является наиболее творческим и самым сложным для учащихся, поэтому он завершает всю систему упражнений и используется для развития речевых умений (например: «Опишите ситуацию, изображённую на рисунке», «Прослушайте текст, прокомментируйте поступки действующих лиц» и т. д.).

Игра относится к речевым упражнениям. Она является одним из эффективных средств формирования грамматического навыка.

По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, то есть игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивациями.

В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком учителя ведут активный поиск средств, повышающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха.

Одним из путей решения этих проблем является использование языковых/речевых игр. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.

Существует большое количество игр, способствующих формированию грамматического навыка.

Грамматические игры учат учащихся употреблению образцов, содержащих определённые грамматические трудности. Они используются с целью создания естественной ситуации для употребления данного речевого образца. Грамматические игры призваны развивать речевую активность и самостоятельность учащихся.