logo search
краткая версия педагогики

11. Предпосылки выделения соц педагогики из отечественной педагогики в 19 нач 20 в.

В середине XIX в. в отечественной педагогике после публикаций трудов К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого усилилось внимание к проблемам влияния на воспитание и развитие ребенка окружающей среды, социализации личности и роли социальной педагогики.

В 1911 г. вышла на русском языке книга Пауля Наторпа "Социальная педагогика" (СПб., 1911). Его формула, что человек становится человеком только благодаря человеческой общности стала основой его социальной педагогики.

О социальном становлении личности писал в "Основах педагогики" (Берлин, 1923) Сергей Иосифович Гессен (1887-1950). Школьное самоуправление, организацию участия школьников в общественной жизни Гессен рассматривал как социализацию личности. Ученый выступил против классового подхода и принципа партийности в системе образования.

Одним из основателей социальной педагогики в России был Василий Васильевич Зеньковский. Его социальная педагогика основывалась на том, что человека не понять, если не изучишь окружающую его среду. Среда - главный фактор в социализации личности. Это: влияние на ребенка семьи, школы, народных традиций и обычаев, развитие науки, языка, религиозной жизни ребенка.

В1910 и 1914 гг. состоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы.

Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В начале XX в в России успешно развивалась система различных социальных служб.