logo search
книга мельник

1.10 Методы научного исследования развития речи

  1. Методы изучения основных сторон речи (акустической, грамматической, смысловой).

  2. Методы педагогического исследования развития речи детей (наблюдение, эксперимент, сбор и анализ продуктов речевой деятельности).

1. Методы исследования речи тесно связаны с предметом изучения. Если речь изучают как акустическое явление, то исследуют механизмы восприятия и производства речевых звуков, синтезируют человеческий голос. Изучение взаимосвязи речи и языка отражается в проблеме формирования и порождения речевых высказываний, речь рассматривается как часть психологического процесса (психолингвистика).

Изучение речи как акустического явления связано с акустикой, с инструментальной фонетикой. Звуковая речь реализуется в виде сигналов разной длительности. Для их анализа звуковые колебания преобразуют в электрические, которые с помощью осциллографа или спектрографа можно представить в виде спектрограммы. Спектрограмма отражает индивидуальные характеристики речи каждого человека, эти данные используются для исследования речевых интонаций, частоты тона, интенсивности и времени звучания и связанных с ними эмоций. Кроме того, на основе спектрограммы составляется эмоциональная характеристика каждого звука, по которой можно определить психо-эмоциональное воздействие звучащей речи. Исследования А.П. Журавлева, основанные на оценке каждого звука по набору характеристик, показали семантическую разницу слов.

Стремление ученых проникнуть во внутреннюю, скрытую часть речевого процесса побуждает к исследованию системы грамматических переходов, например измерения времени восприятия и составления разных синтаксических конструкций. При помощи метода вербальных ассоциаций изучается организация речи, структура лексикона как базы для построения звучащей речи. Методики речевых помех позволили выявить благотворное влияние проговаривания вслух при обучении чтению и письму.

Психофизиологические методы изучения речи зависят от того, какое звено речи исследуется. Начало этим исследованиям положил И.И. Жинкин, который обосновал идею внутреннего строения текста и выявил, что анализ текстов дает информацию о структуре, динамике элементарного осознания речи. М.М. Кольцова исследовала механизм запечатления отдельного слова у ребенка на основе систем нервных связей (от звучания и непосредственного воздействия).

Экспериментальное изучение слова и группы слов проводится на основе метода свободных ассоциаций. При этом выбирают наиболее частые реакции на слова и составляют ассоциативные поля, в них выявлено единство психологической основы ассоциаций и семантических компонентов значения. Учеными доказано, что усвоение детьми смысла слов происходит на основе ассоциативных связей с близко расположенными словами (мишка косолапый, курочка Ряба).

Таким образом, изучение механизмов речи позволяет глубже понять особенности освоения языка детьми и подобрать наиболее эффективные методики педагогического исследования развития речи детей.

2. Исследования в методике развития речи направлены на выявление оптимальных условий, методов и приемов развития речи дошкольников. В зависимости от разных целей выделяют теоретические и эмпирические (практические) методы исследования речи детей. К теоретическим относятся: изучение и анализ теоретической литературы; моделирование, анализ и обобщение материала, полученного эмпирическим путем (наблюдений, бесед, экспериментов).

При анализе литературы важно раскрыть изучаемую проблему в комплексе: с психологической, лингвистической, педагогической и дидактической стороны. При этом важно выяснить степень изученности данного вопроса, основные подходы авторов к проблеме, мало разработанные и дискуссионные положения.

В основе метода моделирования лежит принцип аналогии, на основе которого проектируются характеристики одного объекта на другой. Он часто используется для выработки рабочей гипотезы или для воспроизведения учебно-воспитательного процесса. На основе моделирования могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию работы по развитию речи детей.

Метод анализа и обобщения используется на разных этапах исследования и является обязательным для подведения итогов и формулировки выводов по результатам исследования в целом.

Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, изучение опыта работы, эксперимент, рейтинг) позволяют собрать опытным, практическим путем материал для изучения проблемы, апробировать новые методы и приемы работы с детьми, установить связи в процессе развития речи.

Наблюдение за речью детей дает богатый и разнообразный фактический материал о степени овладения детьми речевыми умениями и навыками, об их проявлении в разных ситуациях общения. Наблюдение может быть сплошным и выборочным в зависимости от цели исследования. Необходимо четко фиксировать все речевые высказывания детей во время наблюдения, чтобы правильно проанализировать и обобщить полученные данные.

Изучение опыта работы педагогов проводится на основе анкетирования, анализа документации дошкольных учреждений (планов работы, конспектов занятий с детьми) и позволяет определить состояние работы по интересующей проблеме в практике. Беседы, анкетирование и интервью помогают изучить учебно-воспитательный процесс, выявить наиболее актуальные вопросы развития речи детей. Они могут проводиться как с детьми, так и с воспитателями, родителями.

Эксперимент позволяет установить причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе, выявить механизмы развития речи детей, проверить гипотезы исследования практическим путем. Эксперимент включает три этапа, которые позволяют проследить целенаправленные изменения в развитии речи детей. На констатирующем этапе определяется исходный уровень развития речевых умений и навыков детей. Проводится оценка речи по определенной методике на основе выбранных критериев и показателей. Результаты обследования речи детей на первом этапе используются для уточнения целенаправленной работы по развитию речевых умений и навыков на втором этапе. Формирующий этап эксперимента направлен на апробацию методов и приемов развития речи детей, на определение оптимальных условий работы с детьми. В ходе экспериментальной работы могут изменяться, уточняться содержание, формы и методы развития речи детей. На контрольном этапе осуществляется изучение результатов проведенной работы. На основе контрольного обследования уровня развития речи детей, которое проводится по той же методике, что и на констатирующем этапе, выявляются изменения в структуре и содержании речевых умений и навыков у детей. Необходимо сравнить результаты работы и на основе методов математической обработки определить их достоверность. В итоге эксперимента формулируют выводы, в которых подтверждается или опровергается гипотеза, даются ответы на поставленные вопросы и разрабатываются методические рекомендации. Вариантом эксперимента является опытно-педагогическая работа. Этот метод позволяет внести определенные изменения в учебно-воспитательный процесс и проверить полученный эффект. В отличие от эксперимента он дает только общие представления об эффективности той или иной системы работы.

В педагогическом исследовании развития речи детей всегда используется совокупность различных теоретических и практических методов. Выбор методов осуществляется исходя из объекта и предмета исследования, в соответствии с целями и задачами исследования.

Литература

  1. Алексеева,М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – 412 с.

  2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 250 с.

  3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин // Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия / авт.-сост. В.К. Радзиховская [и др.]; под общ. ред. В.К. Радзиховской. – М.: Академия, 2003. – 464 с.