logo search
Андреева Л

13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух

Возникновение нарушения слуха у взрослого человека приво­дит к появлению у него ряда личностных и физических измене­ний, которые подробно рассмотрены к работах Э. В. Мироновой (1999, 2000).

Потеря слуха обусловливает переход из мира звуков в мир ти­шины, что связано с появлением физиологического состояния «оглу­шенности», которое испытывают все такие люди. Оно становится своеобразным периодом адаптации к отсутствию звуков и привы­кания к тишине. Это состояние возникает сразу же после потери слуха и, как правило, бывает вызвано внезапной глухотой или тугоухостью, при которых остаточный слух практически не функ­ционирует. Оно неизбежно сопровождается негативными психи­ческими реакциями — нервозностью, повышенной возбудимо­стью, необоснованными тревогами, раздражительностью. Чем стар­ше по возрасту оглохший человек, тем полнее он осознает слу­чившееся с ним несчастье и острее переживает его. Продолжи­тельность такой реакции у разных людей различна и зависит от многих факторов: характера патологического процесса, вызвав­шего глухоту или тугоухость, степени поражения слуховой функ­ции, приспособительных возможностей организма и, конечно, от индивидуальных свойств характера, социальных позиций, реа­лизации жизненных планов и др.

Проведенная в это время тональная аудиометрия дает неста­бильные и противоречивые данные о состоянии слуха, так как звуки внешнего мира, объективно доступные этому человеку, им не воспринимаются, ибо не представляют для него интереса. По мере восстановления организма после патологического процесса, вызвавшего потерю слуха, чувство «оглушенности» проходит, что подтверждают стабильные данные, получаемые при исследова­нии тонального слуха.

Довольно скоро у оглохшего человека возникает психологиче­ское состояние «некоммуникативности», ощущение себя «вне об­щения» потому, что он не слышит того, о чем говорят другие люди, и вообще не воспринимает речь.

союз глухих, Международный спортивный комитет глухих и т.д.) ВОГ помогает своим членам получать информацию о жизни ин­валидов по слуху в других странах мира, знакомит их с деятельно­стью международных организаций.

Так, в 2004 г. на совещании Европейского союза глухих (ЕСГ), проходив­шем в столице Ирландии Дублине, где представители ВОГ РФ присутство­вали в качестве наблюдателей, обсуждалась подготовка к конгрессу ВФГ в 2007 г. в Испании, к Средиземноморскому конгрессу по правам глухих в 2005 г. во Франции и другие вопросы.

В настоящее время разрабатываются проблемы обучения спе­циалистов в области сурдоперевода и готовятся к изданию соот­ветствующие учебные пособия и программы. Располагая достаточ­но подробным лингвистическим описанием национального жес-тового языка, организаторы подготовки сурдопереводчиков ис­пользуют эти материалы при обучении студентов.

Важное место в культурно-образовательной деятельности лю­дей, имеющих нарушением слуха, занимает посещение театров, музеев, концертных залов, массовых досуговых мероприятий и др. Однако из-за коммуникативных барьеров, невозможности полно­ценного восприятия информации проведение подобных меро­приятий затруднено. В связи с этим обсуждается проблема созда­ния условий для свободного доступа лиц со слуховым дефектом к культурно-образовательной деятельности как источнику инфор-мальных знаний. Ее решение зависит от многих факторов как тех­нического (оборудование залов специальной ретранслирующей ап­паратурой), так и социологического характера, в частности от готовности общества снять проблемы общения и предоставить глу­хим возможность коммуникации на основе грамотного, красиво­го жестового языка, являющегося их культурным достоянием. Так, в культурном центре глухих — Московском театре мимики и же­ста в течение долгих лет использовали в качестве языка сцениче­ского общения калькирующий жестовый язык. За многие годы ра­боты в театре специалисты пришли к выводу, что калькирование делает перевод художественного текста не всегда понятным, при­вязывает его к словесной артикуляции и диктует жесткие требо­вания к мизансценам в спектакле. Поэтому в последнее время в сценическую речь стали внедрять перевод художественных тек­стов на разговорный жестовый язык, не предлагая при этом каль­кирования.

Преодолению барьеров межличностной коммуникации содей­ствуют такие средства, как система мобильной связи, Интернет. В ряде городов России организуются службы диспетчерской связи. Так, в Санкт-Петербурге разработан проект диспетчерской служ­бы связи для инвалидов по слуху по схеме «глухой—диспетчер — слышащий». Например, глухому надо по факсу или модему отпра-