13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
Возникновение нарушения слуха у взрослого человека приводит к появлению у него ряда личностных и физических изменений, которые подробно рассмотрены к работах Э. В. Мироновой (1999, 2000).
Потеря слуха обусловливает переход из мира звуков в мир тишины, что связано с появлением физиологического состояния «оглушенности», которое испытывают все такие люди. Оно становится своеобразным периодом адаптации к отсутствию звуков и привыкания к тишине. Это состояние возникает сразу же после потери слуха и, как правило, бывает вызвано внезапной глухотой или тугоухостью, при которых остаточный слух практически не функционирует. Оно неизбежно сопровождается негативными психическими реакциями — нервозностью, повышенной возбудимостью, необоснованными тревогами, раздражительностью. Чем старше по возрасту оглохший человек, тем полнее он осознает случившееся с ним несчастье и острее переживает его. Продолжительность такой реакции у разных людей различна и зависит от многих факторов: характера патологического процесса, вызвавшего глухоту или тугоухость, степени поражения слуховой функции, приспособительных возможностей организма и, конечно, от индивидуальных свойств характера, социальных позиций, реализации жизненных планов и др.
Проведенная в это время тональная аудиометрия дает нестабильные и противоречивые данные о состоянии слуха, так как звуки внешнего мира, объективно доступные этому человеку, им не воспринимаются, ибо не представляют для него интереса. По мере восстановления организма после патологического процесса, вызвавшего потерю слуха, чувство «оглушенности» проходит, что подтверждают стабильные данные, получаемые при исследовании тонального слуха.
Довольно скоро у оглохшего человека возникает психологическое состояние «некоммуникативности», ощущение себя «вне общения» потому, что он не слышит того, о чем говорят другие люди, и вообще не воспринимает речь.
союз глухих, Международный спортивный комитет глухих и т.д.) ВОГ помогает своим членам получать информацию о жизни инвалидов по слуху в других странах мира, знакомит их с деятельностью международных организаций.
Так, в 2004 г. на совещании Европейского союза глухих (ЕСГ), проходившем в столице Ирландии Дублине, где представители ВОГ РФ присутствовали в качестве наблюдателей, обсуждалась подготовка к конгрессу ВФГ в 2007 г. в Испании, к Средиземноморскому конгрессу по правам глухих в 2005 г. во Франции и другие вопросы.
В настоящее время разрабатываются проблемы обучения специалистов в области сурдоперевода и готовятся к изданию соответствующие учебные пособия и программы. Располагая достаточно подробным лингвистическим описанием национального жес-тового языка, организаторы подготовки сурдопереводчиков используют эти материалы при обучении студентов.
Важное место в культурно-образовательной деятельности людей, имеющих нарушением слуха, занимает посещение театров, музеев, концертных залов, массовых досуговых мероприятий и др. Однако из-за коммуникативных барьеров, невозможности полноценного восприятия информации проведение подобных мероприятий затруднено. В связи с этим обсуждается проблема создания условий для свободного доступа лиц со слуховым дефектом к культурно-образовательной деятельности как источнику инфор-мальных знаний. Ее решение зависит от многих факторов как технического (оборудование залов специальной ретранслирующей аппаратурой), так и социологического характера, в частности от готовности общества снять проблемы общения и предоставить глухим возможность коммуникации на основе грамотного, красивого жестового языка, являющегося их культурным достоянием. Так, в культурном центре глухих — Московском театре мимики и жеста в течение долгих лет использовали в качестве языка сценического общения калькирующий жестовый язык. За многие годы работы в театре специалисты пришли к выводу, что калькирование делает перевод художественного текста не всегда понятным, привязывает его к словесной артикуляции и диктует жесткие требования к мизансценам в спектакле. Поэтому в последнее время в сценическую речь стали внедрять перевод художественных текстов на разговорный жестовый язык, не предлагая при этом калькирования.
Преодолению барьеров межличностной коммуникации содействуют такие средства, как система мобильной связи, Интернет. В ряде городов России организуются службы диспетчерской связи. Так, в Санкт-Петербурге разработан проект диспетчерской службы связи для инвалидов по слуху по схеме «глухой—диспетчер — слышащий». Например, глухому надо по факсу или модему отпра-
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524