Вопрос 12. Общая характерисика
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ
Учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте. Она представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. В ней ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.
Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменения. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Поэтому основная задача взрослых состоит в том, чтоб ребенок стал для самого себя одновременно предметом и субъектом изменения.
В структуре учебной деятельности выделяют несколько взаимосвязанных компонентов:
учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.
Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика, в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку. Таким образом учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучение.
Совместная деятельность учителя как носителя высших психических функций, и ученика - необходимый этап развития психических функций у каждого отдельного человека. Взаимодействие при включении в учебную деятельность и присвоение способов действия является основой учебной деятельности.
Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются:
Произвольность
Рефлексия
Внутренний план действий.
- Тема 10. Младший школьный возраст
- Вопрос 1. Особенности общения
- Вопрос 2. Развитие устной и письменной речи
- Вопрос 3. Сенсорное развитие
- Вопрос 4. Развитие мышления
- Вопрос 5. Развитие внимания, памяти, воображения
- Развитие внимания
- Развитие памяти
- Развитие воображения
- Вопрос 6. Телесное развитие
- Вопрос 7. Половая идентификация
- Вопрос 8. Психологичекое время личности
- Вопрос 9. Развитие чувств
- Вопрос 10. Психологичекая готовность
- Вопрос 11. Адаптация к школе
- Вопрос 12. Общая характерисика