Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
План изучения темы:
9.1 Плоскостной картонаж. Окантовка.
9.2 Динамические игрушки из картона и бумаги.
9.3 Объемный картонаж.
9.4 Переплетные работы.
Вопросы для самоконтроля:
Перечислите плоскостные картонажные изделия в 1-4 классах [2, 5, 6, 7].
Опишите методику работы с головоломками «Танграм», «Квадрат Пифагора», «Волшебный круг» (1 класс) [3, 11].
Для чего картону требуется окантовка? Какими материалами оклеивают картон? Охарактеризуйте простейшие способы окантовки: наклеивание изделий на основу с оставлением по периметру канта; окантовка объекта труда сплошным оклеиванием обратной стороны (целым листом); окантовка оклеиванием основы по периметру полосками бумаги [1].
Опишите простейшие приспособления для подвешивания плоских картонажных изделий.
В каких классах младшие школьники изготавливают динамические игрушки [2, 5, 6, 7]? Почему игрушки так называются? Какие особенности конструкции позволяют динамическим игрушкам двигаться? Как выполняется проволочное соединение «улитка»?
На какие группы делятся соединения деталей в изделии? Охарактеризуйте соединения клеевые, щелевые, плетением. В какой последовательности с ними знакомятся младшие школьники [2, 5, 6, 7]?
Перечислите объемные картонажные изделия в 1-4 классах. С какими объемными геометрическими телами работают младшие школьники [2, 5, 6, 7]?
Что такое «развертка детали»? Чем «развертка» отличается от «выкройки»? Какое размещение клапанов считается наиболее удобным [1]?
Опишите методику ознакомления с разверткой по классам. Для каких изделий в 1-4 классах используется развертка, а для каких – выкройка [2, 5, 6, 7]?
Перечислите составные части книги. Какие виды переплета существуют? Перечислите конструктивные детали переплетов книг. Как заготовить и собрать конструктивные элементы книг: крышки (обложку), корешок, слизуру, форзац, книжный блок? Опишите приемы соединения элементов [1].
Перечислите основные материалы, используемые для переплетения книг и ухода за ними. Для чего в переплетных работах нужны подрезная доска, ножницы, переплетный нож, фальцлинейка, игла, кисти для клея, нитки, пресс? Какие виды ремонта книг доступны младшим школьникам [1, 10]?
Задания:
Подготовьте демонстрационные чертежи разверток куба, конуса, цилиндра, пирамиды [7]. По разверткам изготовьте фигуры.
Творческое задание. Сконструируйте два образца объёмных ёлочных украшений.
Разработайте конспект урока в 4 классе на тему «Сказочный город» [4, 7].
Изготовьте динамические игрушки, предусмотренные программой для 4 класса. Разработайте конспект урока по изготовлению одной из игрушек [4, 7, 8, 9, 10].
Изготовьте одно из переплетных изделий [1].
Разработайте беседу для учеников 4 класса о профессии конструктора.
Литература:
Гукасова, А.М. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Выпуск 2. Обработка картона / А.М. Гукасова, И.П. Фрейтаг. – М.: Просвещение, 1978. – С. 15-22, 28-69.
Журба А.Ф. Працоўнае навучанне. 1 клас: падручнiк для 1-га кл. агульнаадукац. устаноў з бел. i рус. мовамi навучання / А.Ф. Журба, Н.А. Юрчанка. – Адукацыя і выхаванне, 2010. – 64 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 1 классе: учеб.-метод. пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2010. – с. 45-47.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение в 4 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений с бел. и рус. языками обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Мн.: НИО, 2008. – С. 94-98, 105-106.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 2 класс: учебник для 2-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2010. – 72 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 3 класс: учебник для 3-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2012. – 88 с.
Журба, А.Ф. Трудовое обучение. 4 класс: учеб. пособие для 4-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / А.Ф. Журба, Н.А. Юрченко. – Минск: НИО, 2007. – С. 36-40.
Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №10. – С. 76.
Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №11. – С. 75-76.
Захаренко, Т.Ч. Материалы к урокам трудового обучения / Т.Ч. Захаренко // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №12. – С. 66-69.
Шаминская, А.Л. «Путешествие в страну занимательной математики». IIIкласс. Решение логических задач. Танграм / А.Л. Шаминская // Пачатковае навучанне: сям'я, дзiцячы сад, школа.- 2012. - №3. – С. 65.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Тема 1. Раздел «работа с бумагой и картоном» как программный компонент трудового обучения младших школьников
- Работа с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Тема 2. Общие сведения о технологии иготовления и видах бумаги и картона
- Тема 3. Свойства бумаги и картона
- Методика проведения опытов и наблюдений с бумагой и картоном в 1-4 классах
- Опыты и наблюдения по выявлению свойств бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 4. Приемы обработки бумаги. Разметка бумаги и картона
- Виды разметки в 1-4 классах
- Тема 5. Приемы обработки бумаги. Сгибание и складывание бумаги и картона. Оригами
- Оригами в 1-4 классах
- Тема 6. Приемы обработки бумаги. Резание бумаги и картона. Вытинанка
- Вытинанка в 1-4 классах
- Тема 7. Приемы обработки бумаги. Наклеивание бумаги и картона. Аппликация из бумаги
- Тема 8. Виды аппликации из бумаги и картона
- Виды аппликации из бумаги и картона в 1-4 классах
- Тема 9. Картонаж. Окантовка. Переплетные работы
- Конспект урока в 4 классе
- Ход урока
- I. Организационный момент.
- II. Вступительная беседа.
- III. Сообщение темы и целей урока.
- IV. Демонстрация и анализ образца изделия.
- V. Планирование предстоящей работы.
- VI. Физкультминутка.
- VII. Сообщение критериев оценивания.
- VIII. Практическая работа.
- IX. Подведение итогов работы. Оценивание работ.
- X. Рефлексия.
- XI. Уборка рабочих мест.
- Актуальные вопросы преподавания трудового обучения в начальных классах
- Безотметочное обучение. Особенности обучения на содержательно-оценочной основе по трудовому обучению
- Ошибки, допущенные при осуществлении учебной деятельности на уроке трудового обучения (по некоторым показателям)
- 1.Теоретического усвоения содержания учебной программы.
- 2. Культура труда.
- 3. Качество выполненной работы.
- 4. Самостоятельность.
- Безотметочное обучение. Оценочные таблицы для учащихсяIv класса при работе с бумагой и картоном
- Словарь по трудовому обучению (Работа с бумагой и картоном)
- Зачет по разделу «работа с бумагой и картоном»
- Содержание