3.5 Коррекция дефектов детской речи
Становление речи у ребёнка это основная характеристика его общего развития. При нормальном развитии у детей имеются хорошие способности для овладения языком. Существует тесная связь между речью и головным мозгом. Речь является высшей психической функцией, именно поэтому её функционирование зависит от работы мозга. Зрелое состояние коры головного мозга, сформированный артикуляционный аппарат и сохранный слух является важным фактором для нормального становления речи. Ко всему перечисленному нужно добавить речевое окружение, которое так же обеспечит полноценное формирование детской речи с самого рождения ребёнка.
Нарушения развития речи является частым явлением, как у детей, так и у взрослых. И причины вызывающие нарушения бывают очень разнообразными. Сложные речевые нарушения никогда не ограничиваются дефектами в произношении звуков, ребёнок так же может плохо различать звуки на слух, иметь маленький активный и пассивный словарь, неправильно выстраивать фразы и предложения.
В качестве причин нарушений развития речи мы можем назвать:
аномалию течения беременности и самих родов;
нарушения функций, которые исполняет артикуляционный аппарат;
поражение слуховых органов;
отставания в психическом развитии;
неблагоприятные воздействия наследственности и факторов социального характера, т.е. недостаточное речевое общении и воспитание ребёнка.
Дефекты слуха в большинстве случаев становятся причиной для задержки развития речи. Т.е. снижение слуха может привести к отставанию речевого развития. Если у маленького ребёнка снижен слух, он не будет реагировать на звуки, не способен имитировать их. Старший ребёнок использует большое количество жестов и внимательно наблюдает за движениями губ говорящего человека. Но данные признаки не являются достаточными, для правильной оценки слуха ребёнка, так как только на основании элементов поведения, которые носят субъективный характер, мы не можем сделать точных, грамотных выводов.
Рассмотрим основные нарушения развития речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста.
В настоящее время единую классификацию нарушений развития речи не разработали. Приведём в качестве примера одну из наиболее распространённых классификаций. Уровень поражения речевой системы определяет название заболевания:
• афазия – поражение речевых зон коры головного мозга, в результате которого страдают все компоненты речи;
• алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, которое возникает в доречевом периоде и ведёт за собой недоразвитие речи системного характера;
• дизартрия – нарушение иннервации мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой нарушается звукопроизношение ребёнка.
Дефекты речи, вызванные функциональными изменениями центральной нервной системы:
• заикание – нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание или повторов слогов и звуков;
• мутизм – отказ ребёнка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата;
Речевые нарушения, возникающие вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата
• механические дислалии – нарушения речи, вызванные особенностями анатомического строения полостей рта и носа (губы, зубы, челюсть, нёбо, язык, носоглотка, носовые ходы и т.д.);
• ринолалия – речевые нарушения, возникающие у детей с расщелиной нёба;
Задержки в речевом развитии разного происхождения: в результате недоношенности, вследствие тяжёлого заболевания внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).
Работать над этими нарушениями нужно в детском возрасте, так как именно у дошкольников речь развивается особенно интенсивно и не исправленные речевые дефекты, в будущем вызовут определённые трудности в общении. К тому же трудности в общении обязательно приведут к закомплексованности малыша, нарушающей процесс его обучения и не позволяющей раскрыть все свои способности и возможности.
Основной формой коррекционной работы считаются логопедические занятия. Они имеют огромное значение для становления коммуникативной стороны речи, а также для подготовки ребёнка к школе.
Индивидуальные занятия по развитию детей с речевыми нарушениями обязательны, так как такие дети имеют некоторые особенности, например, неустойчивое внимание, пониженный познавательный интерес, не достаточно сформирована игровая деятельность.
Логопедический практикум
Вчерашний град
Повредил виноград.
* * *
Редиску в окрошку
Режет Серёжка.
* * *
А в подарке у Марины
Три огромных мандарина.
* * *
Тридцать три огромных рака,
Все в нарядных красных фраках.
* * *
У принцессы у Арины
На кровати три перины.
* * *
Поздравили мы Иру
По радиоэфиру.
* * *
Шофёр спозаранку
Крутит «баранку».
* * *
Кудрявый рыжий Юра
Гордится шевелюрой.
* * *
Ананасы на сосне
Света видела во сне.
* * *
Просит Сашу киска:
«Поделись сосиской!»
* * *
Гусь искупался,
Но сух остался.
* * *
В саду средь ветвей
Свистит соловей.
* * *
Пуделя Мальвины
Слепила я из глины.
* * *
Апельсин делю на дольки
Для Алины и для Кольки.
* * *
У Дашиной кошки
В шёрстке блошки.
* * *
Маша — малышка,
У Маши пустышка.
* * *
Хочу — ворчу,
Хочу — шучу.
Хочу — кричу,
Хочу — шепчу.
Хочу — трещу,
Хочу — свищу.
Так ЧУ и ЩУ
Весь день учу.
- Глава I.
- 1.1 Понятие и разделы
- 1.2 Становление и развитие
- 1.3 Сущность коррекционно-педагогической
- Глава II.
- 2.1 Понятие нормы и отклонения
- 2.2 Причины отклонений в развитии ребенка
- 2.3 Основные виды нарушений поведения у детей
- 2.4 О чем расскажет детский рисунок?1
- 2.5 Система коррекционной помощи
- Глава III.
- 3.1 Педагогическая работа с дошкольниками
- 3.2 Эмоциональная депривация
- 3.3 Коррекция дефектов семейного воспитания
- 3.4 Адаптация ребенка к доу
- 3.5 Коррекция дефектов детской речи
- 3.6 Коррекция детских страхов
- 3.7 Организация коррекционной работы в доу
- 3.8 Логоритмика
- Глава IV.
- 4.1 Педагогическая коррекция в начальной школе
- 4.2 Проблема готовности ребенка к школе
- 4.3 Трудности в обучении 3
- 4.4 Психолого-педагогическая коррекция
- 4.5 Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
- 4.6 Дискалькулия – неспособность к арифметике
- 4.7 Что такое диспраксия?
- 4.8 Гиперактивный ребенок в школе
- 4.9 Школьные трудности леворуких детей
- Глава V.
- 5.1 «Трудные» подростки
- 5.2 Категории «трудных» подростков
- 5.3 Теории девиантного (отклоняющегося) поведения
- 5.4 Проблемы перевоспитания «трудных» подростков
- 5.5 Коррекционная работа
- Глава VI.
- 6.1 Больные дети, дети-инвалиды…
- 6.2 Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
- 6.3 Дети с нарушениями слуха
- Н арушения
- 6.4 Дети с нарушениями зрения
- 6.5 Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
- 6.6 Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития
- 6.7 Образование при аутизме
- 6.8 Основные виды специальных школ
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава V.
- Глава VI.