logo search
Андреева Л

Особенности психолого-педагогической поддержки

В России большой вклад в обучение взрослых оглохших внесли H.A.Pay, А.И.Метт, Э.В.Миронова, H.A.Никитина. В их иссле­дованиях показано, что особенности работы с оглохшими обус­ловлены изменением физиологии их слухоречевой системы и воз­никшими в силу этого психолого-педагогическими особенностями. Обозначено несколько путей компенсации нарушенного воспри­ятия устной речи у оглохшего человека: хирургический, консер­вативный и путь специального сурдопедагогического обучения при опоре на сохранные анализаторы.

1 См.: Миронова Э. В. Если Вы перестали слышать: Пособие для позднооглох-ших людей. — М., 1999.

ляют сохранившиеся в памяти двигательные образы знакомых слов и оборотов речи);

• осмысление комплекса единовременных сигналов о воспри­нимаемой речи.

Речедвигательные навыки и слухоречевая память оглохшего являются сохранной основой формирования новой сенсорной базы восприятия устной речи.

Восстановление речевой коммуникации оглохшего человека основывается на обучении его зрительному восприятию речи — чтению с губ. Чтение с губ (зрительное восприятие устной речи по видимым речевым движениям говорящего) представляет собой сложное, многокомпонентное явление. Отношение к нему у взрос­лого оглохшего человека не всегда бывает позитивным. Стремле­ние овладеть им часто наступает спустя длительное время, после попыток вернуть слух с помощью медицины (подвергаясь опера­тивным или медикаментозным воздействиям), после многократ­ных проб слышать с помощью техники (подбирая разные слухо­вые устройства и индивидуальные аппараты).

Э. В. Миронова подчеркивает, что ее многолетние наблюдения и продолжительный опыт работы со взрослыми оглохшими людь­ми показывают, что самостоятельно, без специального обучения, овладеть чтением с губ они практически не могут, особенно если глухота наступила в возрасте после 25 — 30 лет.

А. И. Метт и H.A. Никитина (1974) разработали программы об­учения чтению с губ взрослых оглохших и плохослышащих, вла­деющих развитой речью. Процесс овладения новым способом вос­приятия речи окружающих подразделяется на два этапа (третьим этапом становится речевая практика). За это время обучаемые зна­комятся с оральными образами фонетических единиц; уточняют­ся их возможности восприятия устной речи; проводятся трени­ровки зрительного восприятия различного речевого материала, необходимого для возобновления устного общения с окружаю­щими.

Первый этап — узнавание и запоминание оральных образов хорошо видимых звуков и опорных слов в наиболее употребитель­ных фразах разговорно-обиходной речи, раскрытие в доступной для обучаемых форме сущности процесса зрительного восприятия устной речи и обоснование необходимости проведения тех или иных тренировочных упражнений. В содержание обучения входит:

Ведущая задача педагогической помощи — вернуть оглохшему человеку возможность устной коммуникации со слышащими людь­ми, восстановив его способность понимать устную речь окружаю­щих и естественный двусторонний устный способ общения. В ос­нове сохранения устного общения взрослого оглохшего челове­ка — единство слуховых, зрительных и моторных впечатлений, которыми он обладает, ибо в его речевой системе лишь нарушен сенсорный аппарат, а потому сурдопедагогическая помощь по вос­становлению устной коммуникации сосредоточивается в основ­ном на рецептивном звене1 (Э.В.Миронова, 2000).

Помощь взрослым, потерявшим слух и из-за этого оказавшим­ся вне сферы устного общения с окружающими, многие годы сводилась лишь к обучению их чтению с губ, т.е. зрительному восприятию устной речи по видимым артикуляционным движе­ниям говорящего.

Современный уровень развития электроакустической аппара­туры сделал возможным для оглохших людей дополнение зри­тельного восприятия речи доступной им в той или иной мере акустической информацией о фонетической ее структуре, а также вибротактильной информацией. В связи с этим термин «чтение с губ» при дополнительном использовании остаточного слуха и виб­ротактильной чувствительности приобретает условный характер, а само содержание действий по восстановлению речевой комму­никации оглохших в ее рецептивном звене характеризует эту ра­боту как обучение восприятию устной речи. В содержание педаго­гической работы со взрослыми оглохшими входит обучение зри­тельному восприятию устной речи с опорой на чтение с губ, а также использование возможностей остаточного слуха и зритель­но-вибрационного восприятия.

Навыки восприятия устной речи взрослыми людьми, потеряв­шими слух, складываются на новой, неслуховой основе и включают комплекс речевых умений, составляющих органическое единство:

' Рецепция (от лат. гесерНо — принятие) — осуществление специализирован­ными нервными клетками (сетчатки глаза, внутреннего уха и др.) или оконча­ниями чувствительных нервных волокон восприятия энергии раздражителей и преобразование ее в нервное возбуждение, передаваемое в центральную нервную систему (кору головного мозга).

- сопоставление слов по длительности их произнесения и др. Третий этап представляет собой речевую практику, пред­полагающую:

Возможности использования остаточного слуха у взрослых ог­лохших людей — достаточно сложный вопрос. Связан он с труд­ностями получения стабильных данных о состоянии тонального слуха; с противопоказанием звукоусиления для некоторых паци­ентов; с качественными изменениями в восприятии звуков и при­нимаемых акустических образов; с искажением сигналов при пе­редаче речи через слуховой аппарат.

Остаточный слух оглохшего человека может быть успешно ис­пользован только в сочетании с чтением с губ. В этом случае неполноценные акустические сигналы поступают одновре­менно с сигналами, воспринимаемыми зрительно, дополняют их и способствуют более быстрому узнаванию речевого материала. Возникающий при этом слухозрительный способ восприятия речи сочетается с одновременным проговариванием педагогом опре­деленного речевого отрезка. В результате создается зрительно-ки-

нестетическая связь, которая оказывается более мощной, чем аку­стическая: новый оральный и привычный кинестетический обра­зы хорошо сочетаются, совмещаясь друг с другом, а видимый рисунок речевого отрезка, сам по себе неполный, не искажает, а дополняет то, что сохранилось в памяти, и постепенно становит­ся его неотъемлемой частью, его составляющей. Так закладывает­ся основа бисенсорного зрительно-слухового способа восприятия речи оглохшим человеком, что обеспечивает ему достаточно разборчи­вое понимание речи окружающих.

Обучение зрительно-вибрационному восприятию речи нередко оказывается для взрослых оглохших более эффективным, чем зри­тельно-слуховое, что обусловлено нормальным функционированием у них зрения и вибротактильной чувствительности. Однако данная сенсорная основа может быть использована лишь при наличии ме­дицинских противопоказаний к звукоусилению и негативного от­ношения оглохшего к наушникам и к говорению в ухо, а также при стойкой и значительной потери слуха. В таких случаях зритель­ное восприятие дополняется вибротактильными ощущениями от звучащей речи. Для этого применяются специально сконструиро­ванные вибраторы в стационарной аппаратуре или костные теле­фоны к карманному индивидуальному слуховому аппарату.

В процессе восстановительного обучения тренировка в воспри­ятии речевого материала осуществляется как при комплексном (бисенсорном, трисенсорном), так и при раздельном (моносен­сорном) использовании зрительного, слухового и вибротактиль­ного каналов. Исходными речевыми единицами служат фразы и слова, причем фраза является предпочтительной единицей для тренировки зрительного, зрительно-слухового, зрительно-вибра­ционного и зрительно-слуховибрационного восприятия речи, а слово — для тренировки моносенсорного вибротактильного, а так­же слухового (в случае глухоты I группы) восприятия. В основе такого обучения восприятию речи лежат следующие механизмы:

В результате взаимосвязи между этими сложными процессами происходит осмысление оглохшим человеком принятой речевой

1 Под встречной активностью понимается активность человека, воспринима­ющего речевую информацию, которая не всегда выражается внешне и охватыва­ет всю его речевую систему, включая сенсорный и моторный аппараты, а также совокупность сопряженных с ее работой психических процессов.