logo search
Психология развития

1. Содержание социальной ситуации развития в раннем детстве.

Социальная ситуация развития ребенка раннего детства характеризуется тем, что ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую самостоятельность: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

Социальная ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). С одной стороны, появляется стремление ребенка к выполнению деятельности самостоятельно, с другой стороны, познать назначение и функции предметов ребенок сам не может. Это возможно только в сотрудничестве со взрослыми. Это противоречие ведет за собой появление новой ведущей деятельности – предметно-манипулятивной деятельности. Особенностью этой деятельности является то, что она производится или совместно со взрослыми, или ради выполнения поручения взрослого. При этом в усвоении предметных действий важную роль играет речь.

Одним из важных условий нормального психического развития является наличие достаточных условий для манипулирования с различными предметами. Ребенок этого возраста уже знаком с употреблением предметов, применяемых в домашнем обиходе – одежды, посуды, мебели и др. Но на протяжении всего раннего возраста совершенствуется техника их использования. Ребенка все больше привлекают действия с предметами малознакомыми, сложными. Он пытается разобраться в их устройстве, назначении: задает вопросы, сам «экспериментирует».

В результате освоения предметно-манипулятивной деятельностью у ребенка раннего детского возраста формируются новообразования. К трем годам появляются личностные действия и осознание себя как отдельного активного субъекта. Это центральное новообразование возраста, так называемое «внешнее Я-сам», которое проявляется в самостоятельных действиях ребенка и в стремлении к самостоятельным действиям.

Еще одним не менее важным новообразованием в раннем детстве является овладение речью. В этом возрасте развитие речи идет по двум направлениям:

Развитие речи связано не только с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Предпосылки формирования предметно-манипулятивной деятельности можно обнаружить в младенческом возрасте. Ребенок начинает осознавать назначение предметов и способ их употребления. Это отличает предметную деятельность от манипулятивной, характерной для младенца (мяч – катает, машину – толкает, пирамидку – собирает, куклу – кладет на кровать).

2. Развитие познавательных процессов в раннем детстве. В условиях манипулирования предметами, усвоения их основных функций интенсивно развиваются познавательные процессы детей раннего детского возраста: восприятие, мышление, воображение и речь.

Этот возраст интересен тем, что из всех психических функций – восприятие, мышление, память, внимание – доминирует восприятие. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Доминирование восприятия обозначает определенную зависимость от него остальных психических процессов.

Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. По мнению Л.С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение [8].

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Однако, как отмечает Венгер Л.А. и Мухина В.С., точность и осмысленность этого восприятия еще невелики. Так ребенок 2 лет еще не может достаточно точно определить свойства предметов, их фору, величину, цвет и т.п. Сами предметы он определяет не по сочетанию свойств, а по отдельным бросающимся в глаза признакам.

В ходе выполнения предметных действий ребенок раннего возраста учится сравнивать свойства воспринимаемых предметов с усвоенными образцами. Большое значение для развития умения соотносить отдельные свойства предметов с заданными образцами имеют различные развивающие игрушки (кубик с прорезями, сборно-разборные игрушки).

В раннем детском возрасте уже можно наблюдать у ребенка выделение пространственных отношений между предметами. Восприятие детей этого возраста эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями. Интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Особенно большое значение имеет развитие речевого, фонематического слуха. Действия слухового восприятия – это не только действия, основанные на слушании, но и на самостоятельном произнесении звуков. (Пример. Андрюша, 2, 7 мес.: «Занги лукава. Они глинные». Мама говорит: «Послушай, д-д-д-длинные». Повторяет: «Д-д-д-глинные»).

Как считают специалисты, для развития восприятия ребенка раннего детства нужно знакомить его с различными разновидностями форм и цветов предметов. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о 5-6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). Однако, он еще не может научиться правильно называть эти формы и цвета, зато без труда узнает их Я [5].

В ходе сенсорного развития ребенка необходимо показывать детям, что форма, цвет и величина – это признаки разнообразных предметов, по которым эти предметы можно узнавать и различать. Это способствует развитию восприятия ребенка раннего детства.

В раннем детстве формируется наглядно-действенное мышление и первичные формы наглядно-образного мышления. Ребенок не только замечает уже имеющиеся связи между предметами, но и начинает самостоятельно устанавливать новые связи и отношения, учитывать их в своих действиях. Например, ребенок строит домик из кубиков в непосредственной близости от двери, которая открывается внутрь. В определенный момент он понимает, что, если откроется дверь, то домик из кубиков будет разрушен. Он становится на коленки и руками отодвигает свою «постройку» в безопасное место. Выполняя пробы, направленные на достижение цели, и, замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Это способствует развитию наглядно-действенного мышления.

Большое значение для развития мышления ребенка раннего возраста имеют орудийные действия – когда предмет используется как орудие (вылавливание игрушки из воды сачком, доставание закатившегося под шкаф мяча палкой или линейкой).

По мере накопления опыта практических действий ребенок перестает осуществлять реальные пробы. Он проделывает их в уме, представляя себе возможные действия и их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.[5] Оно зарождается на этом этапе развития ребенка, но преобладающим видом становится только впоследствие.

Мозг ребенка пластичен, что позволяет достаточно легко запечетлевать получаемый опыт. Это приводит к тому, что в раннем детстве интенсивно развивается память. Чаще всего память у детей в раннем детстве проявляется в активном восприятии-узнавнии. Преобладающими видами памяти являются двигательная и эмоциональная память, частично – образная. Значительно возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирующим видом памяти в раннем детстве по-прежнему остается непроизвольная память.

Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует теперь не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Дети раннего возраста, которым много читают, нередко поражают взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи и сказки. Пример. Катюше 2 года и 8 месяцев. Перед сном, как обычно мама ей читает сказки. Одной из самых любимых у Кати является сказка Ш. Перро «Красная шапочка». Читая, мама решила сократить сказку и пропустила один абзац. На что тут же услышала: «Непанина титаешь. Надо дальше титать так: «А Класная Сапатька посла по самой длинной доложке…» И так далее точно по тексту, целый абзац наизусть. Однако, такое запоминание, как отмечают психологии, ничего не говорит ни об общем умственном развитии ребенка, ни об индивидуальных его особенностях. Это результат пластичности нервной системы, мозга, свойственной всем детям этого возраста [5].

Воображение развивается очень активно, но оно не связано с реальностью. Оно функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. Поэтому образы воображения создаются при малейшем намеке на сходство одних предметов с другими. Несмотря на то, что воображение носит скорее воссоздающий характер, в этом возрасте появляются и первые собственные сочинения ребенка: сказки, рассказы, небольшие стишки.

В раннем детстве ребенок сензитивен к развитию речи. Качественный и количественный скачок в развитии речи ребенка объясняется возникающим противоречием между желанием ребенка побольше узнать об окружающем мире и невозможностью осуществить это своими силами. Он вынужден обращаться за помощью к взрослым, но имеющихся в наличии средств общения (жестов, мимики, автономной речи) оказывается недостаточно.

Развитие речи идет по 2 направлениям:

Оно связано не только с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Основным средством общения в раннем детстве становится активная речь. В этом возрасте появляется ситуативная речь, которая связана с практической деятельностью. Она понятна, исходя из конкретной ситуации, в которую включены собеседники (описательная речь).

На третьем году возрастает речевая активность ребенка. Ребенок овладевает почти всеми падежами. До 2-х лет у детей в речи используются преимущественно одно- двухсловные предложения, слова не изменяются по падежам. Однако, часто, усваивая грамматические формы, ребенок допускает ошибки. Так, иногда по аналогии дети этого возраста могут использовать окончания не тех склонений (Например, «забил молотком» - по аналогии ребенок говорит «забил ложком»)

В раннем детстве дети улавливают оттенки значения речи. Они уже могут вычленить те слова, которые несут пренебрежительный или ласкательный оттенок.

Итак, к концу раннего детства складывается активная речь ребенка и основные структуры языка. К трем годам ребенок овладевает лексикой и грамматикой языка. Речь превращается в основное средство общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Она становится важнейшим средством организации и управления собственным поведением. Развитие речи является основным новообразованием этого возраста.

В этом же возрасте можно наблюдать первые формы проявления самосознания ребенка. Первичное самосознание проявляется в названии себя по имени, узнавании себя и в первичной самооценке. После полутора лет, а иногда и после двух лет ребенок узнает себя в зеркале. В видеофильме в 2 года легко узнает свои игрушки, комнату, ситуацию, а про себя может сказать «Это мальчик» или назвать себя по имени «Это Саша». Позднее ребенок начинает узнавать свои действия в прошлом: «Да, да! Я это делал!». Теперь он поднялся в своем развитии еще на одну ступеньку: он помнит себя в момент съемки. Если с ребенком много общаются, он достаточно рано начинает использовать местоимение «я».

Важным компонентом самосознания является самооценка личностью самой себя, своих физических и психических качеств. Зарождаться самооценка у ребенка начинает к концу раннего возраста. Ребенок начинает осознавать свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых. Для обозначения себя появляется личное местоимение «Я». Это ведет к потребности действовать самостоятельно, утверждать, реализовывать свое «Я». Однако интенсивного своего развития самооценка достигает лишь в дошкольном возрасте.

Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. В результате меняется отношение ребенка к взрослому, что выражается, прежде всего, в стремлении к автономии и противопоставлении своих желаний желаниям и требованиям взрослых. Взрослый же ни объективно, ни субъективно не может перестроить свои отношения к ребенку, удовлетворить его стремление к самостоятельности. Возникает личное действие и личное желание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.