logo search
Андреева Л

13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью

Дополнительное, или неформальное, образование взрослых, имеющих нарушения слуха, способствует развитию и совершен­ствованию их творческих способностей, коммуникативных качеств, содействует организации общения и расширению социокультур­ного пространства взаимодействия с другими людьми. Организа­ция свободного времени и досуга этих людей подразумевает учас­тие в различных формах культурной деятельности. В обществе со­зданы институциональные структуры, направленно занимающие­ся этими проблемами. Перечислим наиболее распространенные из них.

Дома культуры и клубы при обществах инвалидов по слуху — всего в России действуют около 70 таких учреждений. Согласно их уставам и планам предусматривается организация техничес­кой, ремесленнической деятельности, художественной самодея­тельности, выставок, конкурсов, фестивалей, вечеров отдыха, спортивных состязаний, встреч с деятелями культуры и многое другое.

Учреждения культуры (дома творчества, организации досуго-вой деятельности), в которых создаются условия для художествен­ной, ремесленнической, спортивной деятельности людей, имею­щих нарушения слуха.

Образовательные учреждения (педагогические, культурологи­ческие), в функции которых входит подготовка специалистов по организации досуга инвалидов, в том числе и из среды людей со слуховой недостаточностью.

Культурные центры глухих — центр «Гефест», Московский те­атр мимики и жеста.

Досуговая деятельность лиц со слуховой недостаточностью пред­полагает различное соотношение сегрегационных и общекультур­ных форм досуговой активности. Подтверждением этому служит про­ведение совместных со слышащими смотров-конкурсов, праздни­ков, выставок. Доступность для людей с нарушенным слухом этих форм культурной деятельности обеспечивается использованием специальных технических и речевых средств, а также субтитров.