13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
Дополнительное, или неформальное, образование взрослых, имеющих нарушения слуха, способствует развитию и совершенствованию их творческих способностей, коммуникативных качеств, содействует организации общения и расширению социокультурного пространства взаимодействия с другими людьми. Организация свободного времени и досуга этих людей подразумевает участие в различных формах культурной деятельности. В обществе созданы институциональные структуры, направленно занимающиеся этими проблемами. Перечислим наиболее распространенные из них.
Дома культуры и клубы при обществах инвалидов по слуху — всего в России действуют около 70 таких учреждений. Согласно их уставам и планам предусматривается организация технической, ремесленнической деятельности, художественной самодеятельности, выставок, конкурсов, фестивалей, вечеров отдыха, спортивных состязаний, встреч с деятелями культуры и многое другое.
Учреждения культуры (дома творчества, организации досуго-вой деятельности), в которых создаются условия для художественной, ремесленнической, спортивной деятельности людей, имеющих нарушения слуха.
Образовательные учреждения (педагогические, культурологические), в функции которых входит подготовка специалистов по организации досуга инвалидов, в том числе и из среды людей со слуховой недостаточностью.
Культурные центры глухих — центр «Гефест», Московский театр мимики и жеста.
Досуговая деятельность лиц со слуховой недостаточностью предполагает различное соотношение сегрегационных и общекультурных форм досуговой активности. Подтверждением этому служит проведение совместных со слышащими смотров-конкурсов, праздников, выставок. Доступность для людей с нарушенным слухом этих форм культурной деятельности обеспечивается использованием специальных технических и речевых средств, а также субтитров.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524