13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
Образование активно «вторгается» во все сферы повседневной жизни человека вообще и человека с нарушенным слухом в частности, содействуя овладению информальными знаниями, получаемыми в виде рекомендаций для выполнения каких-либо видов деятельности. Источниками поступления этого потока сведений являются средства массовой информации, общение с окружающими людьми, участие деятельности культурно-образовательных центров и т.д.
В настоящее время происходит развитие каналов массовой коммуникации, ориентированных на людей со слуховой недостаточностью, чему содействует сопровождение многих информационных и развлекательных программ сурдопереводом или бегущей строкой. Расширению доступа инвалидов по слуху к источникам информации способствуют:
увеличение количества телевизионных передач с жестовым сурдопереводом и субтитрированием по системе «гелетекст»;
создание телевизионного канала, освещающего проблемы социокультурной жизнедеятельности людей со слуховой недостаточностью, либо передач, раскрывающих социальные проблемы их жизни;
производство видеокассет с записью субтитрированных художественных фильмов.
Приоритетными направлениями содействия информальному образованию лиц с нарушенным слухом могут стать издание печатной продукции, адресованной этим людям, развитие библиотечного обслуживания, создание специальных библиотек ВОГ и т.д.
Ведущая роль в организации информационного пространства инвалидов по слуху и использовании средств информации (печать, кино, радио, телевидение, выставки) принадлежит Всероссийскому обществу глухих. По его инициативе в течение многих лет выходит научно-популярный журнал «В едином строю», в котором освещаются насущные проблемы жизни инвалидов по слуху (трудоустройство, социально-культурное обслуживание и др.); налажен выпуск литературы по вопросам реабилитации, по обмену опытом работы предприятий и региональных организаций ВОГ, методических пособий и справочных изданий, раскрывающих деятельность общества, материалов конференций, съездов, пленумов, симпозиумов и т.д. С 1998 г. издается журнал «Вестник РС ВЕСА», в котором на двух языках (русском и английском) дается информация о международных событиях, социальной и культурной жизни глухих в обществах, входящих в это объединение.
Через поддержание связей с обществами и союзами глухих различных стран мира (Всемирная федерация глухих, Европейский
вить сообщение слышащему, а у него имеется только телефон. Диспетчер службы связи принимает текст и передает его тому, кому адресовано сообщение. Существуют службы консультаций и тренинга, подготавливающие инвалидов по слуху к общению в различных ситуациях повседневной жизни. Так, в ряде регионов РФ при правлениях Общества глухих для взрослых, потерявших слух, организуются учебные группы по обучению их восприятию устной речи.
- Глава 13 сурдоандрагогика
- 13.1. Основные пути продолжения образования взрослыми людьми с нарушенным слухом
- 13.2. Формальное образование
- Общее среднее образование в вечерних (сменных) или открытых (сменных) общеобразовательных учреждениях
- Особенности организации образовательной среды
- Профессиональное образование
- Педагогический аспект Процесс Результат
- Начальное профессиональное образование
- Среднее профессиональное образование
- Высшее профессиональное образование
- 13.3. Профессиональное образование лиц с нарушенным слухом за рубежом
- 13.4. Дополнительное образование взрослых со слуховой недостаточностью
- 13.5. Информальное образование взрослых, имеющих дефекты слуха
- 13.6. Реабилитация взрослых, потерявших слух
- Основные направления реабилитационно-восстановительной помощи
- Особенности психолого-педагогической поддержки
- Вопросы и задания
- Раздел I
- Глава 1. Общие вопросы теории 5
- Глава 2. Научные основания сурдопедагогики 25
- Глава 3. Историческое развитие сурдопедагогики: от обучения глухихк накоплению и совершенствованию научно-педагогическихзнаний 80
- Раздел III
- Раздел II
- Глава 5. Основы организации образовательной среды для лиц
- Глава 6. Система специальных образовательных услуг для лиц
- Глава 12. Воспитание школьников с нарушенным слухом 494
- Глава 13. Сурдоандрагогика 524