Введение
Характерной особенностью современного образования является его тенденция к интеграции – как внутренней, так и внешней. Если внешняя интеграция связана, прежде всего, с построением общемирового образовательного пространства, использующего накопленный опыт разных стран, то внутренняя предполагает создание интегрированных учебных курсов и дисциплин, построенных на междисциплинарном подходе. Одной из таких интегрированных вузовских дисциплин является учебная дисциплина «Общая и профессиональная педагогика», предусмотренная государственным образовательным стандартом и предназначенная для студентов, овладевающих специальностью «профессиональное обучение».
В отличие от общей, вопросы профессиональной педагогики начали разрабатываться в нашей стране сравнительно недавно, и список выпущенной литературы по этой отрасли педагогической науки пока невелик. Из наиболее значительных можно назвать вышедшее в 1999 г. под редакцией академика С.Я. Батышева фундаментальное учебное пособие «Профессиональная педагогика», в котором основное внимание уделено подготовке рабочих в профессиональных училищах и на производстве. Кроме того, за последнее время вышел ряд изданий, посвященных отдельным проблемам педагогики, однако единого интегрированного учебного пособия по общей и профессиональной педагогике у нас еще не было.
В предлагаемой вашему вниманию книге авторами предпринята попытка разработать учебник, в котором в органическом единстве и взаимосвязи были бы раскрыты проблемы общей и профессиональной педагогики. Интегрированный характер пособия обусловил и логику изложения материала.
В первой главе, служащей введением в будущую профессионально-педагогическую специальность, раскрываются ее главные отличительные особенности. Начиная со второй главы вопросы общей педагогики как науки об образовании человека излагаются с параллельным раскрытием роли и значения профессиональной педагогики как отрасли научного знания о профессиональном обучении и воспитании будущих специалистов.
Третья глава посвящена сущности образования как социокультурного феномена и объекта педагогической науки. Аспекты, функции, ведущие парадигмы, модели, виды и уровни образования, как общего, так и профессионального, изложены одновременно и во взаимосвязи. Таким образом осуществляется плавный переход от общей педагогики к профессиональной – к генезису и прогнозу
развития теории и практики отечественного и зарубежного профессионального образования, изложенному в четвертой главе, и далее, к конкретным технологиям обучения и воспитания будущих специалистов в профессиональном учебном заведении.
Особенностью структуры данного пособия являются мнемосхемы, раскрывающие содержание разделов, вспомогательные блоки с вопросами и заданиями для самоконтроля, а также литературой для самоподготовки, сопутствующие каждому параграфу. Справочный аппарат книги содержит «Словарь основных понятий», который может оказать существенную помощь студентам при усвоении нового материала и терминологии.
Авторы полагают, что первая попытка интегрированного пособия по общей и профессиональной педагогике нуждается в дальнейшем совершенствовании, и будут благодарны за конструктивные предложения и пожелания.
- Введение
- Глава 1. Введение в профессионально-педагогическую специальность
- § 1. Общая характеристика профессионально-педагогической специальности
- § 2. Профессионально-педагогическая деятельность
- Виды и содержание профессионально-педагогической деятельности
- § 3. Личность педагога профессионального обучения
- Профессионально-педагогические умения
- § 4. Профессиональная культура педагога профессионального обучения
- § 5. Подготовка педагогов профессионального обучения
- § 6. Профессионализация деятельности и личности педагога профессионального обучения
- Глава 2. Общие основы педагогики
- Отрасли педагогики и их основные задачи
- Связь педагогики с другими научными дисциплинами
- § 2. Основные категории педагогики
- Технология педагогического взаимодействия
- Взаимосвязь обучения и воспитания в педагогическом процессе
- Факторы развития личности
- § 3. Методология педагогики и методика педагогических исследований
- Виды исследований в педагогической науке
- § 4. Целостный педагогический процесс
- Последовательность решения педагогической задачи
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Целостная педагогическая деятельность
- Целостная педагогическая деятельность и компоненты содержания образования
- § 5. Педагогические инновации
- Классификация педагогических инноваций
- Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
- Основные факторы творческого саморазвития педагога-новатора
- § 6. Профессиональная педагогика как отрасль научных знаний
- Структура профессиональной педагогики
- Объекты и предметы различных областей педагогики
- Основные категории профессиональной педагогики
- Глава 3. Образование как социокультурный феномен
- § 1. Сущность, аспекты и функции образования
- Многоаспектность образования
- § 2. Ведущие парадигмы образования
- Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике
- Взаимосвязь культуры и образования
- § 3. Исторически сложившиеся теории обучения
- Поэтапное формирование умственных действий
- § 4. Модели образования
- Сравнительная характеристика моделей образования
- § 5. Виды и уровни образования
- § 6. Нормативно-правовые основы образования
- Глава 4. Становление и развитие профессионального образования
- § 1. История зарубежного профессионального образования
- § 2. Становление и развитие профессионального образования в России
- Система народного образования в дореволюционной России
- § 3. Современное состояние профессионального образования за рубежом
- Система профессионального образования сша
- Система профессионального образования Франции
- § 4. Система профессиональной подготовки кадров в Российской Федерации
- Система профессиональной подготовки кадров в рф
- § 5. Исторически сложившиеся системы и концепции профессионального образования
- Монопрофессиональное обучение
- Система профессиональной подготовки
- § 6. Современные требования к профессионалу
- Предпосылки и современные требования к подготовке кадров
- Характеристики ключевых компетенций
- Профессиональное развитие
- § 7. Основные компетенции и направления профессионального образования в современном мире
- Глава 5. Образовательный процесс в профессиональном учебном заведении и его проектирование
- § 1. Теоретические основы педагогического проектирования
- § 2. Проектирование образовательного процесса в профессиональном учебном заведении
- Профессиональное образование
- Процесс проектирования модели личности профессионала
- § 3. Проектирование содержания профессионального образования
- § 4. Методы профессионального обучения и их проектирование
- § 5. Организационные формы профессионального обучения и их проектирование
- Формы организации образовательного процесса
- Этапы проектирования организационной формы обучения и воспитания
- § 6. Дидактические средства профессионального обучения
- Глава 6. Технологии профессионального обучения
- § 1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения
- Процесс профессионального обучения
- Функции профессионального обучения
- Содержание принципов профессионального обучения
- § 2. Понятие «технология обучения»
- § 3. Модульное обучение в профессиональной школе
- Содержание этапов проектирования мтн-программы.
- § 4. Инновационные технологии в профессиональном образовании
- Сравнительная характеристика интерактивных технологий
- Функции действующих лиц на семинаре-диспуте
- Этапы дидактической игры
- Технология выполнения проекта
- § 5. Теория и методика стадийного профессионального обучения
- Стадии профессионального обучения
- § 6. Системы и периоды производственного обучения
- Характеристика периодов производственного обучения
- § 7. Технология дистанционного обучения
- Основные модели дистанционного обучения
- Структура курса дистанционного обучения
- Классификация программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения
- Модель передачи знаний в системе до
- § 8. Выбор технологии обучения
- Глава 7. Теория и методика воспитательной работы в профессиональном учебном заведении
- § 1. Сущность и содержание процесса воспитания
- § 2. Современные концепции и подходы к воспитанию
- § 3. Закономерности и принципы воспитания
- § 4. Методы, формы и технологии воспитания
- § 5. Формирование и развитие коллектива учащихся
- § 6. Организация воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении
- § 7. Воспитательная работа в общежитии
- § 8. Критерии и показатели воспитанности. Методы определения ее уровня
- Глава 8. Управление профессиональным образованием
- § 1. Сущность, функции и принципы управления образовательными системами
- Функции управления
- § 2. Система управления профессиональными учебными заведениями
- Линейно-функциональная структура управления
- Матричная структура управления
- § 3. Планирование работы профессионального учебного заведения
- § 4. Повышение качества подготовки специалистов
- Циклы, блоки и модули подготовки профессионально-педагогических работников
- § 5. Мониторинг профессионально-образовательного процесса и профессионального развития личности
- § 6. Контроль как функция управления
- Примерный анализ состояния учебно-воспитательного процесса и обоснование необходимых действий
- § 7. Педагогический коллектив, его формирование и развитие
- Словарь основных понятий