logo search
Общая и профессиональная педагогика

Введение

Характерной особенностью современного образования является его тенденция к интеграции – как внутренней, так и внешней. Если внешняя интеграция связана, прежде всего, с построением общемирового образовательного пространства, использующего накопленный опыт разных стран, то внутренняя предполагает создание интегрированных учебных курсов и дисциплин, построенных на междисциплинарном подходе. Одной из таких интегрированных вузовских дисциплин является учебная дисциплина «Общая и профессиональная педагогика», предусмотренная государственным образовательным стандартом и предназначенная для студентов, овладевающих специальностью «профессиональное обучение».

В отличие от общей, вопросы профессиональной педагогики начали разрабатываться в нашей стране сравнительно недавно, и список выпущенной литературы по этой отрасли педагогической науки пока невелик. Из наиболее значительных можно назвать вышедшее в 1999 г. под редакцией академика С.Я. Батышева фундаментальное учебное пособие «Профессиональная педагогика», в котором основное внимание уделено подготовке рабочих в профессиональных училищах и на производстве. Кроме того, за последнее время вышел ряд изданий, посвященных отдельным проблемам педагогики, однако единого интегрированного учебного пособия по общей и профессиональной педагогике у нас еще не было.

В предлагаемой вашему вниманию книге авторами предпринята попытка разработать учебник, в котором в органическом единстве и взаимосвязи были бы раскрыты проблемы общей и профессиональной педагогики. Интегрированный характер пособия обусловил и логику изложения материала.

В первой главе, служащей введением в будущую профессионально-педагогическую специальность, раскрываются ее главные отличительные особенности. Начиная со второй главы вопросы общей педагогики как науки об образовании человека излагаются с параллельным раскрытием роли и значения профессиональной педагогики как отрасли научного знания о профессиональном обучении и воспитании будущих специалистов.

Третья глава посвящена сущности образования как социокультурного феномена и объекта педагогической науки. Аспекты, функции, ведущие парадигмы, модели, виды и уровни образования, как общего, так и профессионального, изложены одновременно и во взаимосвязи. Таким образом осуществляется плавный переход от общей педагогики к профессиональной – к генезису и прогнозу

развития теории и практики отечественного и зарубежного профессионального образования, изложенному в четвертой главе, и далее, к конкретным технологиям обучения и воспитания будущих специалистов в профессиональном учебном заведении.

Особенностью структуры данного пособия являются мнемосхемы, раскрывающие содержание разделов, вспомогательные блоки с вопросами и заданиями для самоконтроля, а также литературой для самоподготовки, сопутствующие каждому параграфу. Справочный аппарат книги содержит «Словарь основных понятий», который может оказать существенную помощь студентам при усвоении нового материала и терминологии.

Авторы полагают, что первая попытка интегрированного пособия по общей и профессиональной педагогике нуждается в дальнейшем совершенствовании, и будут благодарны за конструктивные предложения и пожелания.