logo search
Методика обучения ИЯ

21. Планирование учебной работы по ия. Основные виды планов. Логика урока ия.

Урок – минимальная организационная единица учебного процесса.

Планир. – это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.

Благодаря планир. достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рацион. использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.

Благодаря планир. появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Сущность план. заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий с определением конкретных результатов.

Прежде чем приступить к планированию, лучше поговорить с прежним учителем. К планированию приступают в августе: с 15.08. по 25.08. Подводят итог прошедшего года.

Следует выделить ряд особенностей урока ИЯ, кот. следует учитывать при планир. ур.:

1. Практическая направленность ур. На уроке и.я. учитель формирует у учащихся навыки и умения использовать и.я. как средство общения. Знания признаются необходимыми, но как вспомогательный фактор.

2. Атмосфера общения. Создание атм.общ.– это требование, вытекающее из программных целей и закономерностей обучения. Обучение общению может успешно осуществляться только в условиях, когда учитель и ученики являются речевыми партнерами.

3. Единство целей. Урок иностранного языка должен решать целый комплекс целей одновременно. На уроке проводится работа над разными аспектами языка (фонетикой, грамматикой, лексикой) и над развитием умений в различных видах речевой деятельности (аудированием, чтением, говорением, письменной речью). При план.ур. выделяется одна основная практическая цель. Остальные цели могут быть определены как задачи, за счет решения которых обеспечивается достижение основной практической цели. Формулировка цели должна быть четкой и конкретной. В качестве цели может выступать тот или иной навык, то или иное умение. В этом случае правильным будут следующие формулировки цели: «Формирование лексических навыков», «Развитие техники чтения», «Развитие монологических умений».

Соотношение целей и задач – это соотношение частного и общего. Реализация ц. возможна благодаря решению ряда задач. Ставя задачи, учит. намечает определенный путь достижения цели.

Пример. На уроке учитель планирует научить учащихся рассказывать о том, куда они поедут на рождественские каникулы.

Цель: развитие монологических умений.

Задачи: 1) Активизировать лексику по теме «Развлечения. Путешествия»

2) Активизировать грамматический материал (будущее время)

3) Тренировать учащихся в чтении текста («Как я проведу Рождество…»)

4) Научить учащихся монологическому высказыванию типа повествование с опорой на текст.

Помимо основной практической ц., формулируются развивающая, воспитательная и образовательная цели ур.

Образовательная предполагает использование языка для повышения общей культуры, расширения кругозора, знаний о стране изучаемого языка. Данная цель достигается в процессе анализа используемых на занятиях текстов, бесед, обсуждения актуальных проблем и др. Достижение образ. ц. предусматривает приобретение учащимися страноведческих и лингвострановедческих знаний.

Воспитательная обусловлена тем материалом, кот. используется на уроке. Данная цель реализуется через отношение обучающегося к языку и культуре его носителей и предполагает решение задач, обеспечивающих формирование: Уважительного и доброжелательного отношения к народу изучаемого яз.; Системы моральных ценностей; Понимания важности изучения ия ; Чувства справедливости, осознанного отношения к нравственным поступкам.

Реализация развивающей ц. связана с развитием психических функций учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения), эмоциональной сферы, а также с формированием навыков и умений межличностного общения.

4. Адекватность упражнений цели урока. Именно цель урока определяет выбор упражнений. Цель определяет средства, поэтому упражнения (как средство обучения) должны быть адекватны цели. Адекв. упр. - их соответствие тому виду речевой деятельности, кот. развивается на данном уроке. Кроме того, адекватность есть соответствие упражнений характеру формируемого навыка.

5. Последовательность упражнений. Очень важно расположить упражнения таким образом, чтобы каждое предыдущее упражнение являлось опорой для следующего, планировать урок от простого к более сложному.

6. Комплексность урока. Урок ия носит комплексный характер. Это означает, что каждая доза речевого материала «пропускается» через четыре основных вида речевой деятельности, т.е. один и тот же материал учащиеся воспринимают на слух, используют в говорении, читают и записывают. Таким образом, комплексность – это взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов речевой деятельности при чередовании ведущей роли одного из них.

7. Иноязычная речь – цель и средство обучения на уроке. Каждый вид речевой деятельности выступает как целевое умение, однако при обучении, например, монологическому высказыванию в качестве опоры может быть использован текст для чтения. В этом случае текст будет выступать средством обучения говорению. Также следует отметить, что урок иностранного языка должен вестись на иностранном языке, где речь учителя в общей сложности не должна превышать 10% времени урока.

Виды планов:

годовые (календарные). Наиболее приблизительный разброс учебного материала. Кал.п. работы по четвертям составляется большей частью институтами учителей и метод-объединениями школы. Учитель ИЯ получает его уже готовым. Особенность и удобство этого плана в том, что он указывает на объем работы не только на каждую четверть, но и на каждую неделю данного года обучения. Годовой план требуется редко. Он позволяет определить языковое содержание учебного процесса.

полугодовой;

четвертной;

тематический (план серии уроков по данному параграфу или теме).Включает в себя серию уроков. Тематический план создается по происхождению какой-то темы. Основная задача – определение конечных целей в результате работы над какой-то темой. Представляет представить роль и место каждого отдельного урока при происхождении темы, позволяет определить конкретные задачи отдельного урока и всей темы. Что? Где? Когда? Обязательно нужно указать, какое количество часов отведено для работы над этой темой. Тематический план по учебнику (автор, страница, название темы).

поурочный.=План-конспект урока.Заголовок: число, класс, урок №, тема, оснащение (учебник, видео, аудио). 3 цели урока: воспитательная, общеобразовательная, развивающая.

При составлении планов учителя принимают во внимание:

  1. программу по ИЯ для средней школы и программу для данного года обучения;

  2. учебный комплекс по ИЯ для данного года обучения;

  3. подготовку учащихся по ИЯ и РЯ, а также общий уровень их знаний;

  4. перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году;

  5. ступени обучения и возрастные особенности учащихся.

Логика ур. ия. Связана с его структурой, т.е. составляет внутреннюю сущность ур. Для учителя л. Представляет практический интерес.

Аспекты л.: 1) соотнесённость всех компонентов ур. с ведущей целью,или целенаправленность; 2)соразмерность всех компонентов ур., их соподчинённость друг другу, или целостность ур.; 3)движение по стадиям усвоения речевого материала, или динамика ур.; 4) единство и последовательность материала по содержанию, или связность урока.

Источники: http://www.dioo.ru/planirovanie-rabotyi.html

Учебное пособие под редакцией Пассова,№16