logo search
Психология развития

Тема. Психологическая готовность ребенка к школе.

Краткое содержание.

1. Понятие готовности к обучению в школе. Старший дошкольный возраст как период активной подготовки ребенка к обучению в школе. Понятие готовности к обучению в школе. Виды готовности к обучению (функциональная, педагогическая, психологическая и др.)

2. Характеристика компонентов психологической готовности к школе.Понятие психологической готовности к обучению в школе. Характеристика мотивационной готовности к обучению. Интеллектуальная готовность как условие успешной учебной деятельности. Понятие произвольной готовности. Сформированность навыков межличностного взаимодействия как основа социально-психологической готовности к обучению в школе.

3. Психодиагностика готовности ребенка к обучению в школе.Использование психодиагностических методик, наблюдения и беседы для диагностики готовности к обучению. Требования и правила проведения психологической диагностики.

4. Способы активизации подготовки дошкольника к обучению. Роль семьи в формировании психологической готовности к обучению. Роль дошкольных образовательных учреждений в подготовке дошкольника. Необходимость согласованного взаимодействия семьи и дошкольных учреждений при подготовке дошкольника к школе.

  1. Понятие готовности к обучению. Виды готовности.

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Как отмечает Г.А. Урунтаева, психика ребенка на протяжении предшествующих лет существенно изменилась. От беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, ребенок превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе. К 6 годам у него впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Меняется социальная ситуация развития: ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин). Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что в конце дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил поведения и готовность к овладению целями и способами систематического обучения. Основные новообразования дошкольного возраста (потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, способность соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, осознание нравственных норм и др.) готовят ребенка к выполнению нового вида деятельности – учебной деятельности.

Чтобы успешно выполнять учебную деятельность, ребенок должен иметь необходимый уровень развития, который определяется как готовность ребенка к школе. В современной психологии не существует единого определения этого понятия. Более того, часто говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости» (ряд зарубежных авторов). А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе определяется уровнем развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностью к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника.

Есть разные мнения относительно того, какие выделять грани готовности к обучению. Так иногда говорят о функциональном, педагогическом и психологическом аспектах готовности ребенка к школе. При этом под функциональной готовностью понимается достаточный для решения задач обучения уровень созревания мозговых структур и нервно-психических функций. Если у ребенка низкая функциональная готовность, то он в ходе обучения может испытывать трудности, связанные с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития интеллекта, мотивов и т.д., но отсутствие функциональных условий делает обучение рискованным из-за большой уязвимости психики. Под педагогической готовностью к школе понимают уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе (навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания, чтение стихов и т.д.). Психологическая готовность к школе определяется как «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств». К моменту начала обучения в школе ребенок должен быть развит физически, психически и социально. Исходя из этого, готовность к школьному обучению можно определить следующим образом.

Готовность к школьному обучению — соответствие уровня физического, психического и социального развития ребенка требованиям и условиям учебной деятельности в школе.